Свобода
Протоиерей Павел Великанов
«Дорогой сын,
Я всё-таки решил написать тебе это письмо, хотя, знаю, письма давно уже не в моде. Но то, что ты сказал вчера по телефону, меня глубоко задело.
Знаю — ты и не думал меня обижать. Просто эта фраза прозвучала так естественно, так органично из твоих уст – что я, поверь, правда расстроился. Даже не нашлось слов для ответа. «Если Бог есть, Ему мое раболепство не нужно. И вообще, свобода для меня важнее истины!».
Нет, я не собираюсь снова жаловаться на то, что у нас с тобой разные взгляды на жизнь. Просто мне показалось, что чья-та чужая ложь была тобой усвоена так легко, что, вероятно, ты и сам не заметил, как попался на крючок. Да-да, тот самый крючок свободы, о котором, помнишь, у Юры Кузнецова:
Ты дремала, не зная о близкой беде.
Он словечко «свобода» подкинул тебе.
Чтобы в тину зазря не забилось оно,
Ты поймала словечко — с крючком заодно[1].
Тебя мутит от того, что верующих называют «рабами Божиими»? Ты считаешь, что ты господин собственной жизни, что без веры ты только и можешь быть свободным? О если бы так!... Я вижу, кому-то надо было в твоей головушке перепутать два разных понятия – свободы и вседозволенности. Ты думаешь, что свободный человек – это тот, кто может делать всё, что хочет? Какая глупость! Да все эти «хотения» и «желания» уже известны наперечет. И что, в этом свобода? Пить, гулять, блудить, а дальше – грабить, насиловать, убивать? А потом с тоски повеситься? Вижу, вижу как ты морщишься. Но если твоя вздорная свобода встанет на чьем-то пути, такого же «свободолюбивого»? И получится, как у Цветаевой:
Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей...
— Свобода! — Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей.
Свершается страшная спевка, —
Обедня еще впереди!
— Свобода! — Гулящая девка
На шалой солдатской груди![2]
Да, не кривись, милый мой: та, которую ты называешь «свободой», поначалу представляется Благородной Дамой, а оказывается шлюхой. Более того: все больше убеждаюсь, что тот, кто думает, что может всё, на самом деле ничего толком делать не будет. В лучшем случае будет играться жизнью, как пультом телевизора, перелистывая удовольствия одни за другими и тем самым убивая – именно убивая! – время. Вместе с жизнью...
Неужели ты не понимаешь, что абсолютно свободным всё равно никогда не будешь? Ведь ты не можешь не есть, не пить, не дышать – станет худо, и все твое свободолюбие быстро закончится.
Да, прав был Великий Инквизитор, — свобода действительно самое невыносимое бремя для человека! Поэтому так легко и загоняется человеческое стадо в туннель стандартных удовольствий и развлечений: там уже всё за тебя решили, где плакать, где смеяться! И эту жизнь в туннеле порока ты называешь свободой?
Нет, милый мой, свобода начинается тогда, когда у тебя появляется настоящая власть. Только не та, о которой ты подумал – я говорю о власти сказать себе «Нет!», когда тебе чего-то сильно хочется. Ты попробуй так походить хотя бы один денек, наперекор себе, делать не то, что хочется, а то, что действительно надо. Увидишь, как начнет тебя раздирать во все стороны! Пойми, что ценность внешней свободы, на которой ты просто зациклился, ничто по сравнению с внутренней! Твоего деда как таскали по этапам, как гноили на Беломорканале – и за что? За то, что был кулаком? Работать любил? Так смотри же – он свою веру через весь этот ад пронес! Кем он вышел? Неудачником? Высыльным? Бесперспективным? Победителем! Его ведь так и не сломили! Вот это человек! Вот это настоящая свобода от всего внешнего и мимолетного! Вот это действительно «Раб Божий»! Пойми, быть рабом Божиим – это не раболепствовать и заискивать перед Большим Начальником – Богом, а работать Ему, делать всё с поднятой к небу головой, вслушиваясь в голос Того, Кому ты обязан всем, что есть у тебя. В таком «рабстве» сияет подлинная, высшая свобода: свобода распоряжаться тем, что тебе дано, распоряжаться по своему усмотрению, творчески, умело. Только не наглеть и не сходить с ума. Для этого и голова – кверху, к Богу, чтобы знал своё место.
Человеческая свобода – это дорога к Богу. И опять: только дорогой свободы идет Бог к человеку. Беда, когда дарованную свободу человек по своей злобе или неразумию превращает в произвол и вседозволенность. Знаешь, на что похоже? Родители отлучились из дома и детям наказали: «Смотрите, играйте, но чтобы к нашему приходу был порядок!» А они – глупые, родителей-то не было – пожар в доме устроили! Вся наша свобода – определиться, слушаться ли Бога, жить ли по-Божьему, или стать Ему врагом, делая всё, что вздумается. Но ведь и расплата будет!
Прости, что так резко. Тебя, вероятно, захвтила какая-то прихоть, вот и захотел свободы от семьи, от заповедей, которые ты называешь «дремучими предрассудками». Поверь – если есть истина, то ты, конечно, можешь сказать ей решительное «нет! да здравствует свобода от истины!» — но это-то и будет настоящее рабство греху и служение лжи. Если действительно хочешь свободы, а не просто пытаешься фИговой заплаткой «свободы» скрыть наготу своего греха – живи по-Божьему, по заповедям, люби Бога и людей – и вот тогда делай, что хочешь! Не греши, люби истину – и твоя свобода всегда будет с тобой!»
[1] Ю.Кузнецов
[2] М.Цветаева