Таинства Крещения и Миропомазания
...Я ожил, цвету, торжествую
И большего в мире не жажду.
Я истину понял живую:
Вся жизнь из воды происходит.
Вода все хранит, производит.
Когда б не скоплялся туман,
И туч не рождал океан,
И дождь не струился ручьями,
И реки, наполнившись, сами
Опять не впадали в моря,
Где были бы горы со льдами,
Долины и все мирозданье?
Вода, из себя все творя,
Все зиждет, вся жизнь - в океане!
Эти вдохновенные слова древнегреческого мудреца Фалеса перекликаются с библейским повествованием о творении мира: когда воды первобытной бездны разделяются «твердью» - небом, вода собирается в моря, и по велению Творца появляется суша и жизнь на ней.
Вода - это жизнь. Это особенно хорошо знают жители жарких стран, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей и поэтому всякий источник или колодец - настоящее сокровище. Но вода не только живит и исцеляет: она также очищает, причем не только тело: вода как символ очищения присутствует практически в любой религии.
Однако та же вода может затопить, захлестнуть, унести в мрачную долину смерти:
«Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].
Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать;
вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]. (Пс. 68)»
Эта глубокая символика воды - воды как всепоглощающей смерти - и в то же самое время - воды живой, животворящей - лежит в основании одного из семи таинств христианской Церкви - Таинства Крещения. В беседе с Никодимом, одним из учителей еврейского народа, Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6).
Именно в таинстве Крещения человек становится христианином: троекратное погружение в освященные особым чином крещальные воды с призыванием Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа - не только означает смерть греховного человека, но и соединяет крещаемого со смертью Христовой и Его трехдневным пребыванием в плену смерти. Но не смогли темницы ада удержать Христа - Самого Бога, ставшего человеком. Словно воскресший из гроба Христос, восстает от купели и юный христианин, получивший оставление прежних грехов и начало новой жизни в Боге через соединение со смертью и воскресением Христовыми. Крещение погружением - это весьма реальное погружение со Христом в Его смерть, а также и сошествие во ад: «Погружение в воду и последующий выход из нее символизируют сошествие во ад и исход оттуда» - так говорит учитель Церкви святой Иоанн Златоуст. Свет Воскресения Христова сияет и на крещаемом, рассеивая прежнюю тьму греховной жизни.
Так рождается христианин от воды и Духа для жизни вечной - поэтому Церковь именует Таинство Крещения «банею пакибытия» - будущей жизни, свободной от греховного бремени предков и очищенной от личной скверны. Просветившись Божественным светом, крещаемый таинственно присоединяется к Церкви - душам, которые вместе со Христом вышли из ада к жизни вечной: поэтому крещенный облекается в белые одежды, которые символизируют чистоту и незапятнанность его души после совершенного Таинства.
Духовное рождение в Таинстве Крещения открывает для человека двери к другим Таинствам Церкви, которыми он укрепляется для доброй жизни. Сохранилось множество исторических свидетельств, как в древности на новокрещаемых через руки апостолов явным образом сходил Святой Дух - и исполненные Божественной силой люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, исцелять и творить многие чудеса. Эта благодать перешла к епископам, которые преподавали Святой Дух возложением рук на крещаемых или через помазание лба, очей, уст, ноздрей, ушей, груди, рук и ног особым благовонным веществом - святым миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого». Поэтому это таинство, в котором подается сила Божия к ведению новой, праведной жизни, называется миропомазанием и традиционно совершается сразу после крещения.
Славны и велики были чудеса апостолов - но не менее замечательны и те порой незаметные победы, которые начинает одерживать христианин над гневом, похотью, завистью и иными страстями. «Истребить в собственной плоти нечистое вожделение, - говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин, - это есть большее чудо, нежели изгнать злых духов из чужых тел; силою терпения укротить мятежные движения гнева, это есть славнейшее знамение, нежели повелевать князьями, владычествующими в воздухе; избавить собственное сердце от мучительных недугов уныния, это гораздо важнее, чем исцелить телесные немощи и болезни другого». Но эта сила, незримо пребывающая в каждом крещенном и миропомазанном, так и останется невостребованной, если человек не будет противостоять соблазну греха и вернется к прежней жизни, жизни греховной и чуждой Богу. О таких апостол сказал: «Они говорят, что знают Бога, делами же отрекаются от него, будучи гнусны, и непокорны, и неспособны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16). Поэтому Таинство Крещения - лишь первая ступень в духовном восхождении человека к совершенству.