Сребролюбие
«Не в деньгах счастье», — сказал некто; наш современник только добавил: «а в их количестве»… Эта шутка во многом определила нынешнее отношение к материальным средствам: Иметь! – вот главный девиз наших дней.
Им каждый день мир страшен, как миражи,
и быть собой им больше не дано,
и деньги, как великий ветер вражий,
их валят с ног. Они уже давно
изведены и ждут, чтобы вино
и даже яд телесный в скотском раже
гоняли их от купли до продажи[1].
Страсть сребролюбия, или неудержимой тяги к деньгам и вещественным благам – страсть коварная: ее утроба бездонна, никакое умножение богатства ее не насыщает, только еще более распаляет. «Море, — пишет святой Нил Синайский, не наполняется, принимая в себя множество рек, и похотение сребролюбца не насыщается собранным уже имуществом; удвоил он его – и удвоенное снова желает удвоить и никогда не перестает стремиться к этому, пока смерть не прекратит его бесполезного труда».
Человеку естественно стремиться к благу – и неудержимость этого стремления благословенна. Только непреложен закон жизни, открытый еще древними мудрецами: человек есть то, что он ест, к чему стремится; что он вбирает в себя, тем и сам становится. Иисус Христос говорил Своим ученикам: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет… Не копите себе богатств на земле, где моль и ржавчина портят их и где воры, забравшись в дом, крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржавчина их не испортит и где воры не украдут… Стремитесь же прежде всего к Царству Божию и исполнению того, что Он велит, а все остальное Он даст вам впридачу». «Когда богатство течет к тебе, не прилагай к нему сердца», — было сказано еще в Ветхом Завете. А святой Златоуст дополнил: «Хочешь богатства — беги от богатства: и богатство побежит за тобой»…
Народная мудрость говорит: «Бог не даст – сам не возьмешь»: потому-то и не дается порой столь желанное сокровище, что сердце болезненно распухло им, и нет в нем уже места ни для чего и ни для кого. Одержимый страстью вещелюбия легко превращает вожделенный предмет в идола, в главное сокровище своего сердца – радуется о нем, лелеет, предвкушает сладостный миг обладания. Обладания чем? Счастьем? Радостью? Любовью? Мудростью? Нет, бессмысленной и пошлой по сути вещицей, цена которой в вечности – грош…
Веселых умов золотые крупинки,
Рубины и жемчуг сердец
Бездельник не сбудет с прилавка на рынке,
Не спрячет в подвалы скупец.[2]
Иван Ильин как-то написал в своих воспоминаниях: “Слушай, малыш, — говорил мне прадед не раз, — есть особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. Одно из двух — или ты имуществом владеешь, или оно на тебе поедет. А оно — хитрое. Только заметит, что ты ему служишь, так и начнет подминать тебя и вывека. Если мне легко думать о моем имуществе, то я свободен. Мое достоинство не определяется моим имуществом; я ему не цепная собака и не нсасывать. И тогда уж держись: проглотит тебя с душою и телом. Оно станет главным в жизни, а ты будешь его привеском. Кто боится за свое богатство, тот трепещет перед ним: как бы оно не ушло от него, как бы оно не повергло его в бедность. Тогда имущество, как ночной упырь, начнет высасывать челоочной сторож; я не побирушка, выпрашивающий копейку у каждого жизненного обстоятельства и прячущий ее потихоньку в чулок. Стыдно дрожать над своими вещами; еще стыднее завидовать более богатым. Надо жить совсем иначе: где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит — с радостью дарить, снабжать, где у другого нужда; с радостью жертвовать, не жалея; не требовать возврата, если другому невмоготу; и братски забывать о процентах. И главное, — слышишь, малыш, — никогда не трепетать за свое имущество: “Бог дал. Бог и взял, да будет благословенна воля Его”. Кто трясется за свое богатство, тот унижается, теряет свое достоинство; а низкому человеку с низкими мыслями лучше вообще не иметь богатства… Ведь в том, что тебе уже дано, сокрыто истинное богатство; проникни в него, овладей им и обходись без всего остального, что тебе не дано, ибо оно тебе не нужно. Как часто за “богатством” скрывается сущая скудость, жалкое убожество; а бедность может оказаться сущим богатством, если человек духовно овладел своим скудным состоянием»[3]. ..
— О да, за деньги не хитро
Купить поля, луга, стада,
Но золото и серебро
Не купят сердца никогда!
Пусть мой удел — убогий дом,
Пустой амбар и тесный хлев, —
Вдвоем мы лучше заживем
Всех королей и королев.[4]
[1] Рильке
[2] У.Блейк
[3] Поющее сердце
[4] Р.Бернс