Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Природа
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Природа

Черняев А.В.

«Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали  камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как  ни  счищали  всякую  пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали  деревья  и ни выгоняли всех животных и птиц, – весна  была  весною  даже  и  в  городе... Веселы были и растения,  и птицы, и  насекомые,  и  дети.  Но  люди – большие,  взрослые  люди – не переставали обманывать и  мучать  себя  и  друг  друга.  Люди  считали,  что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, – красота, располагающая к миру,  согласию  и  любви,  а священно и важно то, что они  сами  выдумали,  чтобы  властвовать  друг  над другом».

Эти полные горести слова написаны Львом Толстым в конце 19 века, когда человечество еще не стояло лицом к лицу с реальной угрозой экологического бедствия. Теперь таких угроз – великое множество: от удушающего «парникового эффекта» и истощения ресурсов земли до отравления всей природы и превращения планеты в грандиозную помойку.

Недавно ученые обнаружили в Тихом океане целый новый «континент» в виде громадного скопления плавучего мусора. Под влиянием подводных течений многие миллионы тонн отбросов цивилизации сгрудились в единую массу, которая по своей площади превосходит территорию Соединенных штатов Америки. Пластиковые предметы, не поддающиеся естественному биораспаду, копятся в океане уже полвека, и, похоже, останутся там навсегда. Яхтсмену Чарльзу Муру понадобилось больше недели на то, чтобы обогнуть «мусорный континент». Потрясенный этим зрелищем, Мур, – наследник крупного состояния, вложенного в нефтяную промышленность, – продал свой бизнес и стал активистом экологического движения.

«…Заломила черемуха руки,

К норке путает след горностай…

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай». (Н.А. Клюев)

Отчего же мы видим это катастрофическое столкновение человека с природой, почему человечество встало на путь неумолимого и хладнокровного разрушения своего земного дома? Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо понять всю глубину взаимосвязи между религиозными верованиями людей и их отношением к окружающей природе.

В свое время появление христианства не только научило мир возвышенной евангельской морали, но и в корне перевернуло взгляд человека на природу. Ведь язычество преклонялось перед природой как перед божеством. По словам древнегреческого мудреца Фалеса, в мире «все полно богов». Каждая речушка и каждый лес, каждый ветер и каждая гора имели своего бога. Вопреки этому, христианство провозгласило, что Бог един, и что Он пребывает отдельно от мира. Природа сотворена Богом «из ничего», сама по себе она не обладает божественностью. Но божественная искра заложена в человеке, и поэтому, как гласит Библия, он призван господствовать в природном мире: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26)

Христианство сбросило с мира языческие чары и открыло путь к изучению природы экспериментальной наукой. Ведь эксперимент – значит «пытка», а разве можно пытать стихии, в которых живут боги? – перед ними можно только преклоняться, как и поступали язычники. Без христианства не было бы ни современной науки, ни созданного ею технического прогресса. …Значит, не было бы и техногенных проблем, и экологического кризиса? Некоторые философы, действительно, обвиняют христианство в ответственности за все это. Дескать, чаяние «нового неба и новой земли» (Апок. 21:1) приглушило внимание христианства к судьбе этого неба и этой земли. Дескать, христианское противопоставление духовного и материального приучило нас презирать все земное, все природное…

Но разве современный человек, изобретающий все новые способы материального потребления и изуродовавший своими отходами полпланеты, руководствуется христианскими убеждениями? «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник» – именно эта крылатая фраза тургеневского нигилиста и атеиста Базарова стала формулой цивилизации, пришедшей к глубокому кризису, – увы, не только экологическому. Христианство открыло перед человеком бесконечные возможности познания самого себя и познания окружающей природы. Как распорядиться этими возможностями – зависело уже от свободного выбора человечества.

Благодатный путь взаимодействия с природой, который предлагает христианская традиция, запечатлен в личном опыте святых. Это путь благоговения, путь восстановления разрушенной грехом гармонии. Святой Герасим Иорданский кормил с руки свирепого льва; Сергия Радонежского и Серафима Саровского в их лесном уединении не раз навещал медведь, обретавший ангельскую кротость перед сиянием святости. Старец Силуан Афонский учил, что грешно «нарушать зря природу», старался не сломать даже веточку, не обидеть ни одного комара. Великий учитель Церкви преподобный Максим Исповедник писал, что благоговейное созерцание творения Божия в земной природе может быть, наряду с церковными таинствами, путем духовного восхождения, приобщения человека к Богу.

«…Нет, в каждом шорохе растенья

И в каждом трепете листа

Иное слышится значенье,

Видна иная красота!

Я в них иному гласу внемлю

И, жизнью смертною дыша,

Гляжу с любовию на землю,

Но выше просится душа…» (А.К. Толстой)

 
Нравится