1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО ЭТИКЕТА
Ключевые этические нормы человечество призвано было усвоить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божий: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» — являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию. В дальнейшем в среде еврейского народа краткие этические нормы Закона преобразовались в разветвленную систему, строжайше регламентировавшую все стороны жизни. Жесткое следование этим предписаниям до сих пор является одним из главных требований иудаизма.
Христианское сознание не приемлет многих внешних ограничений, поскольку не в них видит залог достижения главной цели человеческой жизни — спасения души. Душа — вечна, ее существование простирается за рамки земного бытия, а Церковь земная — это отражение Церкви Небесной. «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», — говорит апостол Павел (Евр.13,14). Земная реальность не носит для членов Православной Церкви главенствующего характера, поэтому христианину присуще стремление к братскому общению, чуждому условностей, к духовной свободе: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5, 13); «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17).
Вместе с тем для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил поведения и обхождения, сложившихся на протяжении тысячелетней истории христианской Церкви. Значительная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения существуют в Церкви на правах обычая — регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Критерием законности обычая при отсутствии зафиксированного правила православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом Церкви Христовой, как писал святитель Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».
Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность. Глава Церкви — Господь Иисус Христос, а Церковь — тело Христово. Каждый его член, будучи духовно свободным и равноправным с остальными, занимает, однако, свое особое положение: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15,41). Особенности иерархической структуры Православной Церкви необходимо учитывать, чтобы не нарушать внутрицерковную субординацию. Известная русская пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», — имеет и обратную сторону: раз уж ты приходишь в чужой монастырь, надо знать его устав.
Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священнослужителя, правильным будет испросить у него благословения, а затем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском обществе этот знак внимания является свидетельством учтивости. В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфия, камилавка, клобук).
Понятие церковного этикета довольно тесно смыкается с понятием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписки. Церковный протокол предписывает порядок проведения официальных церковных церемоний, а также осуществления контактов между Поместными Православными и иными Церквами.
Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируется обычным светским (иногда и дипломатическим) протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Программа светского торжества, на которое приглашается священнослужитель, должна быть тщательно продумана. Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Это оскорбляет самого священника и смущает совесть его пасомых. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время церковного поста (например, в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блюда. Христианская совесть и здравый смысл должны удерживать лиц, находящихся в обществе священнослужителя, от вольного поведения, громкого смеха и скабрезных рассказов. Одежда человека, посещающего церковно-общественные акции, не должна быть вызывающей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носителем которой оно является.
Нормы светского этикета, складывавшиеся на протяжении столетий, являются неотъемлемой частью мировой культуры. Владение ими — признак воспитанности человека, его принадлежности к цивилизованному обществу. Столь же значимо знание церковного этикета как основы общения между собой членов Православной Церкви.
Из книги ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ епископа Егорьевского Марка
Назад к списку