Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО ЭТИКЕТА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО ЭТИКЕТА

 


Этикет {франц. etiquette — обычай) — нормы поведе­ния, совокупность правил обхождения, принятых в обществе среди членов какой-либо социальной или профессиональной группы. Слово «этикет» в русском язы­ке созвучно со словом «этика» — термином, обозначающим фило­софское учение о нравственности. И действительно, повсеместное принятие и соблюдение правил этикета облагораживает нравы, сви­детельствуя, что в основе его предписаний лежат именно нравствен­ные категории.

Ключевые этические нормы человечество призвано было усво­ить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на камен­ных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божий: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» — являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя кото­рым человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию. В дальнейшем в среде еврейского наро­да краткие этические нормы Закона преобразовались в разветвлен­ную систему, строжайше регламентировавшую все стороны жизни. Жесткое следование этим предписаниям до сих пор является одним из главных требований иудаизма.

Христианское сознание не приемлет многих внешних ограни­чений, поскольку не в них видит залог достижения главной цели человеческой жизни — спасения души. Душа — вечна, ее существо­вание простирается за рамки земного бытия, а Церковь земная — это отражение Церкви Небесной. «Не имеем здесь постоянного гра­да, но ищем будущего», — говорит апостол Павел (Евр.13,14). Зем­ная реальность не носит для членов Православной Церкви главен­ствующего характера, поэтому христианину присуще стремление к братскому общению, чуждому условностей, к духовной свободе: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5, 13); «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17).

Вместе с тем для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придер­живались правил поведения и обхождения, сложившихся на про­тяжении тысячелетней истории христианской Церкви. Значитель­ная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения суще­ствуют в Церкви на правах обычая — регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом пред­писании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Критерием законности обычая при отсут­ствии зафиксированного правила православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисципли­не) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом Церкви Христовой, как писал святитель Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».

Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность. Глава Церкви — Господь Иисус Христос, а Церковь — тело Христово. Каждый его член, будучи духовно свободным и равноправным с остальными, занимает, одна­ко, свое особое положение: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15,41). Осо­бенности иерархической структуры Православной Церкви необхо­димо учитывать, чтобы не нарушать внутрицерковную субордина­цию. Известная русская пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», — имеет и обратную сторону: раз уж ты прихо­дишь в чужой монастырь, надо знать его устав.

Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священно­служителя, правильным будет испросить у него благословения, а за­тем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском общест­ве этот знак внимания является свидетельством учтивости. В поме­щении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священно­служители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сосло­вия: скуфия, камилавка, клобук).

Понятие церковного этикета довольно тесно смыкается с поня­тием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписки. Церковный протокол предписывает порядок проведения официаль­ных церковных церемоний, а также осуществления контактов меж­ду Поместными Православными и иными Церквами.

Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируется обычным светским (иногда и дипломатическим) протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Про­грамма светского торжества, на которое приглашается священнослу­житель, должна быть тщательно продумана. Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Это оскорбляет самого священника и смущает совесть его пасомых. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время церковного поста (например, в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блю­да. Христианская совесть и здравый смысл должны удерживать лиц, находящихся в обществе священнослужителя, от вольного поведе­ния, громкого смеха и скабрезных рассказов. Одежда человека, посе­щающего церковно-общественные акции, не должна быть вызываю­щей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носи­телем которой оно является.

Нормы светского этикета, складывавшиеся на протяжении сто­летий, являются неотъемлемой частью мировой культуры. Владе­ние ими — признак воспитанности человека, его принадлежности к цивилизованному обществу. Столь же значимо знание церковно­го этикета как основы общения между собой членов Православной Церкви.

Из книги  ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ  епископа Егорьевского Марка 


Назад к списку

 
Нравится