Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 2. УСТРОЙСТВО И ИЕРАРХИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2. УСТРОЙСТВО И ИЕРАРХИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Евангелие повествует, как на сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос во сла­ве вознесся на небеса, заповедав своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свята-го Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). В этих словах Спасителя мира заключалась главная цель великого апостольского служения, к которому были призваны бывшие гали­лейские рыбаки. Обращаясь с евангельской проповедью к наро­дам и племенам, населявшим Римскую империю, апостолы нача­ли создавать первые христианские общины. Принцип соборности, т. е. соединенности множества верующих во Христе, лежит в основе существования христианской Церкви, поскольку само слово «цер­ковь» (греч. — еккЛгрих) переводится дословно как общественное, народное собрание.

Со временем число христиан умножилось. Не имея возможно­сти постоянно лично участвовать в жизни общин, ученики Хри­стовы стали избирать для них из числа новообращенных духовных руководителей — пресвитеров. Над теми, кто посвящал себя служе­нию Богу, апостолы совершали особую молитву с возложением рук, призывая на избранников благодать Святого Духа. Это действие, являющееся одним из семи таинств христианской Церкви, впослед­ствии получило название хиротонии.

Практически с самого начала бытия христианской Церкви в ней складывается трехстепенная иерархия священнослужителей, состоящая из диаконов (служителей вспоможения, являвшихся помощниками пресвитеров), пресвитеров и епископов, которые занимают главенствующее положение, являясь носителями выс­шей духовной власти. Епископам вверено наставление народа в вере, совершение богослужений и управление Церковью. «Прави­ла святых Апостол» — один из древнейших сборников церковных канонов — указывают, что архиерейская хиротония, т. е. возведение в епископский сан, совершается тремя или по крайней мере двумя епископами. Начиная с V века епископами избирались преимуще­ственно представители монашества, которое во все времена в сво­ей массе сохраняло неповрежденным чистоту православного веро­учения.

Первоначально епископ, подобно пресвитеру, возглавлял молит­венные собрания только одной христианской общины. Но когда число общин возросло, образовались епископии (нынешние епар­хии) — церковные округа, находящиеся под духовной властью одно­го епископа. Христианские общины провинций Римской империи, созданные епископами крупных городов — митрополий, подчи­нялись им, признавая их авторитет и главенство. Возглавлявшие их первые епископы стали именоваться митрополитами. Священ­нослужители и верующие одной епископии, возглавляемые кано­нически поставленным епископом, составляют малую поместную Церковь. По разным историческим и политическим причинам эти малые Церкви объединялись в более крупные образования — так возникли Поместные Православные Церкви. С середины V века в церковных документах впервые употребляется слово «Патриарх» (от греч. TiaTQidpxrjc; — отец рода), как иерархический титул первен­ствующих епископов наиболее крупных церковных областей.

Канонические территории Патриархатов административно раз­делялись на «диоцезы», состоявшие из нескольких митрополичь­их округов, в свою очередь состоявшие из нескольких епископии. Управлявшие ими епископы находились в подчинении митропо­литов, а митрополиты — подчинялись Патриархам. Такая практика существует во многих Поместных Церквах и сегодня.

При равноапостольном императоре Константине Великом начи­нается возвышение Константинополя как второго Рима — новой восточной столицы Римской империи и церковно-административ-ного центра. В VI веке (при св. патриархе Мине, 536—552) Кон­стантинопольские Первоиерархи усваивают себе титул Вселен­ских Патриархов. 36-е правило Трулльского Собора, состоявшегося в 691—692 годах, установило «порядок чести» первых пяти Патриар­хатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антио-хийского, Иерусалимского (после отпадения Западной Церкви их количество уменьшилось до четырех). К этому списку впослед­ствии прибавлялись Предстоятели других Поместных Православ­ных Церквей.

Высшей церковной законодательной и судебной властью в Пра­вославной Церкви является Вселенский Собор — собрание еписко­пов, представляющих все Поместные Церкви. В этих Соборах могут принимать участие пресвитеры и диаконы в качестве экспертов (а если они представляют отсутствующих епископов, то и с решаю­щим голосом). В церковной истории насчитывается семь Вселен­ских Соборов, на которых были закреплены основные положения Православного вероучения, а также выработаны канонические и дисциплинарные нормы. В периоды между Вселенскими Собора­ми для рассмотрения догматических и канонических проблем одной церковной области проводились Соборы епископата Поместной Церкви — Поместные Соборы.

В настоящее время Вселенская Церковь в административ­но-территориальном отношении разделяется на Автокефальные и Автономные Поместные Церкви. Автокефальная Церковь име­ет самостоятельный источник власти, ее епископы сами избирают и поставляют своего Первоиерарха. Автокефальная Церковь, сохра­няя вероучительное и литургическое единство со всеми остальны­ми Поместными Церквами, имеет право освящать миро, канони­зировать святых и составлять богослужебные чинопоследования. Все Патриархаты являются крупными Автокефальными Церквами, Предстоятелями других Автокефальных Церквей являются митро­политы или архиепископы.

Автономная Церковь наделена меньшими правами, завися в административном и судебном отношении от кириархальной (гос­подствующей) Поместной Церкви, даровавшей данной церковной области автономию. Кириархальная Церковь утверждает устав и первого епископа Автономной Церкви, а также предоставляет ей святое миро. Межцерковные контакты Автономной Церкви также осуществляются через кириархальную.

Положение каждой Поместной Православной Церкви определя­ется на основе диптиха — перечня, в котором Первоиерархи Церк­вей указываются по значимости своих кафедр. Ранг кафедры зави­сит, главным образом, от времени получения Поместной Церковью автокефалии, при этом первенствуют те из них, что были созданы непосредственно апостолами Христовыми. На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче. Интро­низация (поставление) первого Патриарха Московского святителя Иова произошло при участии Вселенского Патриарха Иеремии IIкоторый находился в России для сбора милостыни. Собор 1590 го­да, состоявшийся в Константинополе при участии Предстоятелей Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, утвердил «хрисовул» — уложенную грамоту Патриарха Иеремии о поставлении в Москву Патриарха. Русскому Первосвятителю ука­зано было пятое по чести место после восточных Патриархов.

В настоящее время Вселенская Православная Церковь включа­ет девять Патриархатов, шесть Автокефальных и три Автономные Церкви (см. приложение 1).

При совместном служении Первоиерархов Поместных Церквей их старшинство определяется по диптиху. Титулы Первоиерархов Восточных Православных Церквей могут казаться нашим современ­никам чрезмерно пышными и пространными, однако надо помнить, что они складывались в глубокой древности и несут на себе отпеча­ток событий церковной истории.

Диптих возглавляет Предстоятель Константинопольской Поме­стной Православной Церкви, носящий титул: Святейший Архиепи­скоп Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. В юрисдикции Константинопольского Патриархата находится Автономная Православная Церковь Финляндии, которую возглав­ляет Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Предстоятеля­ми древних апостольских кафедр являются: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки; Блаженнейший Пат­риарх Великой Антиохии и всего Востока; Блаженнейший Патри­арх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. В Иерусалимский Патриархат входит на правах автономии Синайская Архиепископия, имеющая своего Предстоятеля с титулом Архиепископа Синайско­го, Фаранского и Раифского.

Пятое место в диптихе с XVI века занимает Первоиерарх Рус­ской Православной Церкви — Патриарх Московский и всея Руси. За ним следует Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Титул Като­ликоса грузинские Первосвятители носят с V века, получив его от кириархальной Антиохийской Церкви: так именовались Первоие-рархи Поместных Церквей, территориально находившихся за вос­точными границами Византийской империи.

Самостоятельные церковные структуры в Южной Европе обра­зовались еще в раннем Средневековье, однако окончательно их канонический статус был признан Вселенской Церковью лишь в XIXXX веках. В диптих входят: Первоиерарх Сербской Помест­ной Православной Церкви — Святейший Патриарх Сербский, Архи­епископ Печский, Митрополит Белграде-Карловацкий; Румынской Церкви — Блаженнейший Патриарх, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский; Святейший Патриарх Болгарский.

В титуле Предстоятеля Кипрской Церкви нашли отраже­ние события церковной истории VII-VHI веков. Во 2-й половине VII века, при императоре Юстиниане II, православная община древ­него Кипра во главе с Предстоятелем Архиепископом Иоанном, спасаясь от завоевателей-арабов, покинула остров и переселилась в провинцию Геллеспонт (старинное название района Дарданелл), в основанный императором город Юстинианополь (Новая Юсти­ниана). Трулльский собор своим 39-м каноном сохранил за этой общиной права Автокефальной Церкви и даровал ее Первоие-рарху титул Архиепископа города Новой Юстинианы. В 747 году киприоты вернулись на остров, но память о пребывании в Геллес­понте сохранилась и в народе, и в церковной терминологии: офи­циальный титул Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Предстоятели Кипрской Церкви сохраняют до настоя­щего времени.

Элладская Церковь — единственная Поместная Православная Церковь, во главе которой находится не Предстоятель, а Священ­ный Синод Иерархии — аналог нашего Архиерейского Собора. Бла­женнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады является лишь председателем Синода. Эта ситуация схожа с той, в которой нахо­дилась Русская Православная Церковь в «синодальный период», однако Архиепископ Афинский вправе представлять свою Цер­ковь во внешних контактах. Синодальная система управления воз­никла в Элладской Церкви в XIX веке, когда она была выведена в 1834 году из под юрисдикции Константинопольского Патриархата при греческом короле немецкого происхождения католике Оттоне I. Его советники (протестанты по вероисповеданию) воссоздали в Гре­ции ту же модель сосуществования Церкви и государства, которая к тому времени уже была до некоторой степени опробована в Рос­сии: король считался главой Церкви, а в состав Синода входил его чиновник, по полномочиям соответствующий русскому обер-проку­рору Святейшего Синода. В 1850 году Константинопольской Пат­риархией был издан Томос о даровании Элладской Церкви автоке­фалии, что только способствовало окончательному утверждению синодальной системы в Греции (законом от 9 июля 1852 года), заложенной в основу жизни Элладской Церкви с самого момента ее образования и существующей до сих пор: за Литургией после слов «В первых помяни, Господи» в Элладской Церкви поминается Священный Синод Иерархии, в то время как в других Церквах — их Предстоятели (однако первоначально установленная здесь сино­дальная система в дальнейшем эволюционировала в сторону усиле­ния значения первоиерарха).

Далее по диптиху следуют Блаженнейший Архиепископ Тиран -ский и всея Албании, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши, Блаженнейший Митрополит Чешских Земель и Словакии. 1 января 1993 года Чехословацкая Республика разде­лилась на два самостоятельных государства — Чехию и Словакию, но на их территорию распространяется каноническая власть единой Поместной Церкви.

Православная Церковь в Америке первоначально находилась в каноническом подчинении Русской Православной Церкви, мис­сионеры которой еще в XVIII веке принесли Православие на Севе-ро-Американский континент. Лишь в апреле 1970 года этой Церкви была дарована автокефалия. Ее Первоиерархом является Блажен­нейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады. Завершает диптих Блаженнейший Архиепископ Токий­ский, Митрополит всея Японии. Японская Православная Церковь входит в Московский Патриархат на правах автономии.

В России поименное поминание Предстоятелей Церквей на «Великой похвале» и «Великом входе» совершается только на Ли­тургии, которую совершает Патриарх Московский и всея Руси, при этом не поминаются Первоиерархи Автономных Синайской, Фин­ской и Японской Церквей. Следует отметить, что упомянутый дип­тих, принятый в Русской Православной Церкви, отличается от того, который существует в Патриархатах православного Востока — Кон­стантинопольском, Иерусалимском, Антиохийском, Александрий­ском. В нем Первоиерарх Грузинской Православной Церкви занима­ет девятое место, а Предстоятель Американской Церкви отсутствует. Эти расхождения обусловлены рядом исторических причин.

Из книги  ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ  епископа Егорьевского Марка


Назад к списку

 
Нравится