Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 4. НЕКОТОРЫЕ ОТЛИЧИЯ В ТРАДИЦИЯХ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМ ВОСТОКОМ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

4. НЕКОТОРЫЕ ОТЛИЧИЯ В ТРАДИЦИЯХ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМ ВОСТОКОМ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

 

Русская Православная Церковь активно поддержива­ет контакты с Поместными Православными Церк­вами. В ходе командировок и паломнических поез­док ее клирики часто посещают Православный Восток — Святую Землю, Грецию, Египет. Находясь за границей, священнослужите­лю необходимо соблюдать определенные правила. В первую очередь это касается внешнего вида.

Издавна лица, принадлежащие к духовному сословию, носили одежду, соответствующую их сану. В России до 1917 года священ­нослужители обязаны были появляться в публичных местах в под­рясниках и рясах, с наперсными крестами. Но в советской России это стало запрещаться богоборческой властью. Кроме того, приход­ское духовенство стало носить вне храма гражданскую одежду для того, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, которые из-за господствующего атеистического настроя могли быть агрессивными. Следует подчеркнуть, что первыми от обязательного ношения одежды своего сана избавлялись представители обновлен­ческого духовенства, стремившиеся к «освобождению» от древних традиций Вселенской Церкви.

Прежде всего необходимо помнить, что в Святой Земле, как и на всем Православном Востоке, принято, чтобы священники не только в храме, но и повсюду появлялись в подряснике и рясе. Поступаю­щие иначе роняют авторитет своей Поместной Церкви и утрачивают уважение к себе со стороны членов местной православной общи­ны. В Греции и на Кипре духовные лица также всегда ходят только в платье, присущем своему сану Если из-за жаркой погоды священ­нослужитель облачен лишь в подрясник, ряса должна быть у него в руках. Общепринятый головной убор — скуфия черного цвета. Во внебогослужебное время монашествующие священники носят ками­лавку, во время богослужений или на официальных мероприятиях на нее сверху надевают наметку. Остальное духовенство в этих слу­чаях должно ходить в камилавках.

Вместе с тем в некоторых государствах, например в Турции, представителям всех конфессий законодательно запрещено носить духовное платье вне храма. Несмотря на это многие священнослу­жители, прибывающие в Турцию из-за границы, и на территории этой страны не снимают духовную одежду.

На православном Востоке священнослужители, преподавая бла­гословение, как правило, не крестят рукой, а дают правую руку для целования или кладут ее на голову лица, испрашивающего благосло­вение. Человека нецерковного священнослужителю вполне позво­лительно приветствовать обычным рукопожатием.

Евхаристическое общение между Поместными Православными Церквами предполагает участие клириков Русской Православной Церкви в совместных богослужениях. Если богослужение соверша­ет Предстоятель Поместной Православной Церкви, то он один наде­вает на службе митру. Все другие архиереи вместо митры надевают клобук. Все сослужащие Патриарху епископы могут быть в митрах только в том случае, если за богослужением совершается епископ­ская хиротония. Исключением является Греция, где все епископы в присутствии архиепископа Афинского всегда служат в митрах. Если служит один архиерей, то митру может носить только он. Все остальные лица, в том числе архимандриты и митрофорные протои­ереи, не имеют на это права. В отличие от России архиерейская ман­тия на Востоке употребляется только красного цвета.

На православном Востоке нет традиции торжественной встречи Патриарха архиереями, существующей в России. Прибывшие в храм архиереи проходят в алтарь, облачаются и в алтаре ожидают начала Литургии. Гостю — представителю другой Поместной Церкви — при служении предоставляется почетное место, согласно диптиху, если это архиерей. Если это архимандрит или протоиерей, то его место будет одним из первых после епископов данной Поместной Церкви. В любом случае на Востоке приоритет чести принадлежит черному духовенству и белый священник почти никогда не занимает место выше монаха. 

Существуют некоторые различия в порядке совершения бого­служений. Утреня всегда совершается только утром. Если служит архиерей, то он, как правило, заходит в храм во время богослуже­ния, после канона, и, не вступая в алтарь, восходит на кафедру, нахо­дящуюся с правой стороны храма. Во время произнесения ектений архиереи и пресвитеры могут садиться, но шестопсалмие выслу­шивают стоя. Традиционно в конце канона архиерей сам поет все катавасии, тогда как у нас в России они исполняются певчими сра­зу вслед за ирмосами. Облачение архиерея происходит чаще всего в конце утрени и совершается либо в алтаре, либо в центре храма, либо около кафедры (так происходит в монастырях Святой Горы Афон). Существует строгий порядок употребления архиереем омо­форов: большой омофор используется в самом начале Литургии, до чтения Апостола, в малый омофор архиерей облачается на «Херу­вимской» и не снимает его до конца службы. На Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским оби­ходом. Нередко на утрене, если вслед за ней совершается Литургия, сразу после великого славословия поется тропарь праздника и сле­дует возглас: «Благословенно Царство». Если есть входной стих, то он поется или архиереем, или всем духовенством, а не только воз­глашается, как принято у нас в России. Малый вход совершается вокруг архиерейской кафедры. Возглас «Господи, спаси благочести-выя» произносится однократно сначала диаконом, затем архиереем, а потом хором. Завершающую фразу возгласа: «И услыши ны» — про­износит диакон, а за ним повторяет хор. Иногда, впрочем, «и услы­ши ны» поет сам служащий архиерей или иерей.

Во время пения «Трисвятого» архиерей осеняет народ дикирием и трикирием на три стороны, произнося каждый раз: «Господи, Гос­поди, призри с Небесе, и виждь...». Сослужащее духовенство между возгласами архиерея поет «Трисвятое» особым протяжным напевом. Во время чтения Евангелия архиерей без омофора стоит с жезлом в руках на солее у Царских врат, лицом к народу. По окончании чте­ния также с жезлом в руках прикладывается к Евангелию и осеняет верующих трикирием.

На православном Востоке нередко существенно сокращаются ектений. Часто опускается ектения об оглашенных, но духовенство вычитывает молитвы об оглашенных и верных. Ектения об оглашен­ных не произносится в Греции и на Кипре, поскольку предполагает­ся, что все население этих государств крещено с детства. Заупокой­ной ектений в грекоязычных Православных Церквах не существует, подобная ектения — чисто русская традиция. Часто сразу после чтения Евангелия произносится возглас: «Яко да под державою Твоею...»  — и звучит «Херувимская песнь». Когда Божественную литургию слу­жит Патриарх, омовение рук совершает не только Предстоятель, но и все остальные сослужащие архиереи по старшинству хиротонии, и каждый из них по умовении рук благословляет народ. При этом часто умовение рук происходит не в царских вратах, как практику­ется в России, а на солее. Во время пения «Херувимской» архие­рей читает молитву, а затем сам совершает каждение, держа в пра­вой руке кадило, а в левой — жезл (жезл, как правило, бывает без сулка).

Великий вход совершается не как в России — только по солее, но духовенство с Чашей обходит весь храм по периметру. Старший служащий диакон идет с дискосом, произнося во время этого шест­вия: «Всех вас — православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем...», причем этот возглас может повторяться дважды. На Литургии, совершаемой в иерусалимском Храме Гроба Господ­ня, это поминовение звучит так: «Всех вас, православных христи­ан, поклонников и служителей Святого Гроба Господня, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Если служит Патриарх, то он, принимая Чашу в царских вратах, поминает других Предстоятелей Поместных Церквей по диптиху. Затем передает дискос старшему епископу со словами: «Помяни мя, брат». В свою очередь старший епископ поминает Патриарха. Если служат два архиерея, один из которых является представителем дру­гой Поместной Церкви, то во вторую очередь дискос передается ему и он поминает своего Патриарха. Священнослужитель с дискосом в руках совершает поминовение живущих, с Чашей — умерших. При этом часто называются имена, перечисление которых может занять довольно продолжительное время.

Во время возгласа: «В первых помяни, Господи» — Патриарх обычно поминает всех сослужащих ему епископов. В ответ ту же молитву с поминовением Предстоятеля возглашают все служащие священники одновременно, а не только лицо, возглавляющее пре­свитерский чин. Заамвонная молитва также читается священником, возглавляющим во время служения Литургии пресвитерский чин.

«Верую» и «Отче наш» народом не поется, а читается (иногда только чтецом). Возглашая: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», — архиерей, стоя лицом к народу, благословляет его не свечами, а руками или сложенным воздухом. «Горе имеем сердца» произносится архиереем, стоящим на солее перед царскими врата­ми лицом к народу с воздетыми руками. На словах же: «Благодарим Господа» — он поворачивается к престолу, крестится и кланяется. Имеются отличия и в совершении центральной части Литургии, когда читается молитва эпиклезы (ёткАцок; — призывание): «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу...» — и происхо­дит преложение Даров. В русской традиции служащий архиерей или пресвитер читает молитву: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу...», затем трижды молитву: «Боже, очисти мя грешного», потом тропарь третьего часа, после чего он продолжает чтение молитвы и благословляет Святые Дары. В Церквах право­славного Востока тропарь третьего часа не читается, а в Сербской и Болгарской Церквах он произносится до молитвы эпиклезы. У греков существует практика добавления в Святые Дары вина.

 Из книги   ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ епископа Егорьевского Марка


Назад к списку

 
Нравится