Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 5.ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ХРИСТИАН В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

5.ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ХРИСТИАН В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ

 

Известный религиозный мыслитель середины XX века Н. Е. Пестов писал: «Путь к душе идет через тело. Отсюда происходят и те внешние религиозные обычаи и обряды, которыми богата практика Церкви. Внешнее пробуждает в нас внутреннее, оживляет веру, настраивает благоговейно, заставляет чувствовать святость и Божие присутст­вие». Православный храм — Дом Божий, место особого присутствия Божия и молитвы — «страшно место сие... и сия Врата Небесная» (Быт. 28,17). Это обстоятельство накладывает особый отпечаток на поведение священнослужителей и прихожан.

Знаменитый «Домострой», ставший своего рода кодексом жиз­ни русского Средневековья, требовал «в церкви же на службе сто­ять трепетно и в тишине молиться», запрещая разговоры, а также телесные расслабления: «не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу». Деяниями Стоглавого Собора 1551 года осуждались в храмах «говор и ропот, и всякое прекословие и беседы, и срамные словеса».

Пособие по «хорошему тону» для подрастающего поколения императора Петра I «Юности честное зерцало» содержало мно­жество этических предписаний относительно поведения в церкви. 58-я статья «Зерцала» предписывает вести себя в храме тихо и дели­катно: «И сия есть не малая гнусность когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии  других людей, или в церкве детей малых пужает и устрашает». 61-я статья гласит: «Должно, когда будешь в церкве, или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их на сквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно, постоянно, и смирно, и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело».

Для того, чтобы правильно вести себя в православном храме, достаточно знать самые основные правила, руководствуясь кото­рыми, вы никогда не нарушите строй богослужения и не оскорбите чувств других верующих.

Очень желательно приходить в храм до начала службы и ухо­дить не ранее отпуста, т. е. завершения богослужения. При входе и выходе из храма православный человек должен перекреститься. По русской традиции перед церковными дверями верующие оста­навливаются и трижды осеняют себя крестным знамением с покло­нами. Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор. Тра­диционно женщины приходят на храмовую молитву в подобающей одежде (ношение женщинами в храме брюк не принято). Не при­нято также входить в храм в вызывающе открытой одежде — шор­тах, мини-юбках, платьях с декольте. Древнехристианская традиция отводила мужчинам место в храме по правую, а женщинам по левую сторону.

Во время богослужения не следует ходить по храму, беспокоя остальных прихожан, даже если ваша цель — поставить свечу к ико­не праздника: более уместно передать ее стоящим впереди людям. По возможности не следует поворачиваться спиной к алтарю. Край­не тягостное впечатление производят люди, блуждающие во вре­мя службы по храму, а также многократно и беспорядочно крестя­щиеся перед иконами. Следует уяснить себе, что крестное знамение и поклон — это разные элементы выражения христианского бла­гоговения, которые не всегда совмещаются. В некоторых случа­ях полагается осенить себя крестным знамением и поклониться, в иных только поклониться или только осенить себя крестным зна­мением. Существует особый порядок совершения крестных знаме­ний и поклонов в церкви. Следует помнить, что одновременно кре­ститься и кланяться неправильно: сначала надо совершить крестное знамение и только затем поклон. Поклоны бывают поясные — когда человек только наклоняется к земле, и земные, когда он опускает­ся на колени и склоняет голову до земли. Во время богослужения поклоны следует совершать не беспорядочно, а в подобающие для этого моменты. Обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе, Господи», «поклонимся», «помолимся» и т. д. Во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно соверша­ются крестное знамение и поясной поклон. В ответ на призыв свя­щеннослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» — следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас. Когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой воз­глас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной поклон без крестного знаме­ния. Также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом. Не следует креститься на священни­ка, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благо­словляющего дикирием или трикирием (подсвечником с двумя или тремя свечами). Однако если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий чело­век осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон.

Крестное знамение без поклонов трижды совершается во вре­мя чтения шестопсалмия (шести избранных псалмов во время бого­служения утрени), когда чтец произносит слова «Аллилуиа, алли-луиа, аллилуиа, слава Тебе Боже». Также положено креститься без поклонов во время произнесения слов «Силою Честнаго и Живо­творящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Еван­гелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя так­же во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш...».

В дни великих праздников, в период от Светлого Христова Вос­кресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются.

Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекре­ститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зави­симости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз. К иконе, даже если на ней изображено несколько святых угодников Божиих, прикладываются однократно; не следует прикладываться к лику святого, тем более — Богородицы и Спасителя.

Обычай предписывает мирянам и в церкви, и вне ее оказывать сво­им духовным пастырям особые внешние знаки почтения, состоящие в принятии от них благословения и целовании благословляющей руки (отказ от этого и внешне выраженное неуважение к священни­ку и архиерею являются грехом).

Испрашивание благословения является основ­ной формой приветствия в церковной среде. При этом христианин кладет правую ладонь на левую крестообразно. Священник, к которому обращают­ся с такой просьбой, крестит просящего благосло­вения правой рукой, пальцы которой сложены осо­бым образом, так, что они символизируют буквы 1с. Хс, т. е. Иисус Христос (так называемое име-нословное перстосложение). В свою очередь чело­век, получивший благословение, должен поцело­вать благословившую его руку. При этом не надо забывать, что, целуя руку конкретному священни- Именословное пер­ку, вы в его лице воздаете честь Богу, служителем стосложение которого является священник.

Если в обществе находятся несколько лиц в священном сане, то брать благословение следует у того из них, кто находится на самой высокой иерархической ступени. Диаконы благословляются у пресвитеров и епископов, пресвитеры берут благословение толь­ко у архиереев. Старшинство между равными по сану определяется административными функциями, наградами и временем хиротонии. Очевидно, например, что благочинный считается старшим священ­ником по отношению к другим священнослужителям своего округа, даже если он имеет одинаковый с ними сан.

Зачастую современному человеку трудно выстоять на ногах всю службу целиком, особенно если нет соответствующего навыка. Разу­меется, в случае сильной усталости или плохого самочувствия хри­стианин может позволить себе присесть, но есть ряд моментов бого­служения, во время которых этого делать нельзя. Не принято сидеть во время чтения Евангелия, на Литургии от пения «Херувимской» песни до «Отче наш», во время Причастия. В любом случае правиль­нее стараться внимать богослужению стоя, поскольку это являет­ся посильным каждому трудом, способствующим духовному совер­шенствованию.

Из книги   ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ епископа Егорьевского Марка 


Назад к списку

 
Нравится