5.ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ХРИСТИАН В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ
Известный религиозный мыслитель середины XX века Н. Е. Пестов писал: «Путь к душе идет через тело. Отсюда происходят и те внешние религиозные обычаи и обряды, которыми богата практика Церкви. Внешнее пробуждает в нас внутреннее, оживляет веру, настраивает благоговейно, заставляет чувствовать святость и Божие присутствие». Православный храм — Дом Божий, место особого присутствия Божия и молитвы — «страшно место сие... и сия Врата Небесная» (Быт. 28,17). Это обстоятельство накладывает особый отпечаток на поведение священнослужителей и прихожан.
Знаменитый «Домострой», ставший своего рода кодексом жизни русского Средневековья, требовал «в церкви же на службе стоять трепетно и в тишине молиться», запрещая разговоры, а также телесные расслабления: «не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу». Деяниями Стоглавого Собора 1551 года осуждались в храмах «говор и ропот, и всякое прекословие и беседы, и срамные словеса».
Пособие по «хорошему тону» для подрастающего поколения императора Петра I «Юности честное зерцало» содержало множество этических предписаний относительно поведения в церкви. 58-я статья «Зерцала» предписывает вести себя в храме тихо и деликатно: «И сия есть не малая гнусность когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей, или в церкве детей малых пужает и устрашает». 61-я статья гласит: «Должно, когда будешь в церкве, или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их на сквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно, постоянно, и смирно, и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело».
Для того, чтобы правильно вести себя в православном храме, достаточно знать самые основные правила, руководствуясь которыми, вы никогда не нарушите строй богослужения и не оскорбите чувств других верующих.
Очень желательно приходить в храм до начала службы и уходить не ранее отпуста, т. е. завершения богослужения. При входе и выходе из храма православный человек должен перекреститься. По русской традиции перед церковными дверями верующие останавливаются и трижды осеняют себя крестным знамением с поклонами. Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор. Традиционно женщины приходят на храмовую молитву в подобающей одежде (ношение женщинами в храме брюк не принято). Не принято также входить в храм в вызывающе открытой одежде — шортах, мини-юбках, платьях с декольте. Древнехристианская традиция отводила мужчинам место в храме по правую, а женщинам по левую сторону.
Во время богослужения не следует ходить по храму, беспокоя остальных прихожан, даже если ваша цель — поставить свечу к иконе праздника: более уместно передать ее стоящим впереди людям. По возможности не следует поворачиваться спиной к алтарю. Крайне тягостное впечатление производят люди, блуждающие во время службы по храму, а также многократно и беспорядочно крестящиеся перед иконами. Следует уяснить себе, что крестное знамение и поклон — это разные элементы выражения христианского благоговения, которые не всегда совмещаются. В некоторых случаях полагается осенить себя крестным знамением и поклониться, в иных только поклониться или только осенить себя крестным знамением. Существует особый порядок совершения крестных знамений и поклонов в церкви. Следует помнить, что одновременно креститься и кланяться неправильно: сначала надо совершить крестное знамение и только затем поклон. Поклоны бывают поясные — когда человек только наклоняется к земле, и земные, когда он опускается на колени и склоняет голову до земли. Во время богослужения поклоны следует совершать не беспорядочно, а в подобающие для этого моменты. Обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе, Господи», «поклонимся», «помолимся» и т. д. Во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно совершаются крестное знамение и поясной поклон. В ответ на призыв священнослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» — следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас. Когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой возглас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной поклон без крестного знамения. Также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом. Не следует креститься на священника, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благословляющего дикирием или трикирием (подсвечником с двумя или тремя свечами). Однако если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон.
Крестное знамение без поклонов трижды совершается во время чтения шестопсалмия (шести избранных псалмов во время богослужения утрени), когда чтец произносит слова «Аллилуиа, алли-луиа, аллилуиа, слава Тебе Боже». Также положено креститься без поклонов во время произнесения слов «Силою Честнаго и Животворящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш...».
В дни великих праздников, в период от Светлого Христова Воскресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются.
Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз. К иконе, даже если на ней изображено несколько святых угодников Божиих, прикладываются однократно; не следует прикладываться к лику святого, тем более — Богородицы и Спасителя.
Обычай предписывает мирянам и в церкви, и вне ее оказывать своим духовным пастырям особые внешние знаки почтения, состоящие в принятии от них благословения и целовании благословляющей руки (отказ от этого и внешне выраженное неуважение к священнику и архиерею являются грехом).
Испрашивание благословения является основной формой приветствия в церковной среде. При этом христианин кладет правую ладонь на левую крестообразно. Священник, к которому обращаются с такой просьбой, крестит просящего благословения правой рукой, пальцы которой сложены особым образом, так, что они символизируют буквы 1с. Хс, т. е. Иисус Христос (так называемое име-нословное перстосложение). В свою очередь человек, получивший благословение, должен поцеловать благословившую его руку. При этом не надо забывать, что, целуя руку конкретному священни- Именословное перку, вы в его лице воздаете честь Богу, служителем стосложение которого является священник.
Если в обществе находятся несколько лиц в священном сане, то брать благословение следует у того из них, кто находится на самой высокой иерархической ступени. Диаконы благословляются у пресвитеров и епископов, пресвитеры берут благословение только у архиереев. Старшинство между равными по сану определяется административными функциями, наградами и временем хиротонии. Очевидно, например, что благочинный считается старшим священником по отношению к другим священнослужителям своего округа, даже если он имеет одинаковый с ними сан.
Зачастую современному человеку трудно выстоять на ногах всю службу целиком, особенно если нет соответствующего навыка. Разумеется, в случае сильной усталости или плохого самочувствия христианин может позволить себе присесть, но есть ряд моментов богослужения, во время которых этого делать нельзя. Не принято сидеть во время чтения Евангелия, на Литургии от пения «Херувимской» песни до «Отче наш», во время Причастия. В любом случае правильнее стараться внимать богослужению стоя, поскольку это является посильным каждому трудом, способствующим духовному совершенствованию.
Из книги ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ епископа Егорьевского Марка
Назад к списку