Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 3. ИЕРАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3. ИЕРАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Русская Православная Церковь как часть Вселен­ской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства. Священ­нослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата1, одна­ко на практике он встречается крайне редко. В этом случае духов­ное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов).

В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде (см. табл. ).

1 По-латыни «целибат» (caelibalis, caelibaris, celibatus) — неженатый (холостой) человек; в классической латыни слово caelebs обозначало «не имеющий супруги» (и девственник, и разведенный, и вдовец), однако в позднеантичный период народная этимология связала его с caelum (небо), и так оно стало пониматься в средневековой христианской письменности, где использовалось при речи об ангелах, заключая в себе аналогию между девственной жизнью и ангельской; согласно Евангелию, на небесах не женятся и не выходят замуж (Мф. 22, 30; Лк. 20,35).


БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО

ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО

I. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ)

 

Патриарх

 

Митрополит

 

Архиепископ

 

Епископ

II. СВЯЩЕННИК                                                        |

Протопресвитер

Архимандрит2

Протоиерей (старший священник)

Игумен

Иерей (священник, пресвитер)

Иеромонах

III. ДИАКОН

Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом)

Архидиакон (старший диакон в монастыре)

Протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе)

 

Диакон

Иеродиакон

Монах (греч. |aovo<; — уединенный) — лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестя­жательства и безбрачия. Монашество имеет три степени. Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушник (иначе — новона­чальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношени­ем рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послуш­ник утверждался на избранном пути. Ряса — это одежда покаяния (греч. Qdaov — поношенная, ветхая одежда, вретище).

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвя­щение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика может постригать только архиерей, мирянина — также иеромонах, игумен или архимандрит (но в любом случае монашеский постриг совершается лишь с разрешения епархиального архиерея). В гре­ческих монастырях Святой Горы Афон постриг совершается сразу в великую схиму.

2 Сану архимандрита в белом духовенстве иерархически соответствуют митрофор­ный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).


 

При пострижении в малую схиму {греч. то [aiKQov o%f\[ia малый образ) рясофор­ный монах становится мантийным: получа­ет новое имя (его выбор зависит от постри­гающего, ибо оно дается в знак того, что отрекающийся от мира монах полностью подчиняется воле игумена) и облачается в мантию, что знаменует «обручение великаго и ангельскаго образа»: она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не должен творить дела ветхого человека; свободно развеваясь при ходьбе мантия, уподобляется крыль­ям Ангела, сообразно монашескому образу Монах облачается также в «шлем спасения» (Ис. 59, 17; Еф. 6, 17; 1 Фес. 5, 8) - клобук: как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира.

 
 

Более строгие обеты всецелого отречения от мира произносятся при принятии велико­го ангельского образа (греч. то \aiya dyY^iKov ОХНИ**)* При постри­жении в великую схиму монаху еще раз дается новое имя. Одежды, в которые облачается великосхимник, от­части те же, что носят и иноки малой схимы: ряса, мантия, — но вместо клобука велико­схимник надевает куколь: остроконечную шапочку, покрывающую главу и плечи кру­гом и украшенную пятью крестами, рас­положенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Иеромонах, принявший великую схиму, может совершать богослу­жения. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом).

Диакон (греч. bidKovoc; — служитель)
не имеет права самостоятельно совер­
шать богослужения и церковные таин­
ства, он является помощником иерея
и епископа. Диакон может быть возве­
ден в сан протодиакона или архидиакона.
            

 


 

Сан архидиакона встречается крайне редко. Его имеет диакон, постоянно сослужащий Святейшему Патриарху, а также диаконы некоторых ставропигиальных монастырей. Диакон-монах именуется иеродиаконом. Существуют также иподиаконы, которые являются помощниками епископов, но не входят в число священнослужителей (они принадлежат к низшим степеням клира вме­сте с чтецами и певцами).

Пресвитер (от греч. щзеаритесюд — стар­ший) — священнослужитель, имеющий пра­во совершать церковные таинства, за исклю­чением таинства Священства (хиротонии), т. е. возведения в священный сан друго­го лица. В белом духовенстве — это иерей, в монашестве — иеромонах. Иерей может быть возведен в сан протоиерея и прото­пресвитера, иеромонах — в сан игумена и архимандрита.

 

 

Епископы, именуемые также архие­реями (от греч. приставки dqx^ ~ стар­ший, главный), бывают епархиальными и викарными. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апосто­лов, есть предстоятель местной Церк­ви — епархии, канонически управляю­щий ею при соборном содействии клира и мирян. Он избирается Священным Сино­дом. Архиереи носят титул, включающий обычно наименование двух кафедраль­ных городов епархии. По мере надобно­сти в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викар­ные епископы, в титул которых включает­ся именование только одного из крупных городов епархии. Епископ может быть воз­веден в сан архиепископа или митрополи­та. После учреждения Патриаршества на Руси митрополитами и архиепископами могли быть только архиереи некоторых древних и крупных епархий. Сейчас сан митрополита, так же, как и сан архиеписко­па, является  лишь наградой для епископа, что делает возможным появление даже титуляр­ных митрополитов.

 

Архиереи отличительным знаком сво­его достоинства имеют мантию — длинную, застегивающуюся на шее, накидку, напоми­нающую монашескую мантию. Впереди, на двух ее лицевых сторонах, сверху и снизу, нашиты скрижали — прямоугольные пла­ты из ткани. На верхних скрижалях обычно помещаются изображения евангелистов, кре­сты, серафимы; на нижней скрижали с правой стороны — буквы: е, а, м или п, означающие сан архиерея — епископ, архиепископ, митро­полит, патриарх; на левой — первая буква его имени. Только в Русской Церкви Патриарх носит мантию зеленого цвета, митрополит — голубого, архиепископы, епископы — лилово­го или темно-красного. Великим Постом чле­ны епископата Русской Православной Церкви носят мантию черного цвета. Традиция упот­ребления цветных архиерейских мантий на Руси довольно древняя, сохранилось изображение первого русского патриарха Иова в голу­бой митрополичьей мантии. Черную мантию со скрижалями, но без священных изображений и букв, обозначающих сан и имя, имеют архимандриты. Скрижали архимандричьих мантий обычно имеют гладкое красное поле, окруженное золотым галуном.

Во время богослужения все архиереи употребляют богато укра­шенный посох, именуемый жезлом, который является символом духовной власти над паствой. Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вра­тами отдают жезл иподиакону-посошнику, стоящему за богослуже­нием справа от царских врат.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором, епископом может стать мужчина православного исповедания в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Традиция избирать епископов из лиц монашеского чина сложилась на Руси уже в домонгольский период. Эта каноническая норма сохраняется в Русской Православной Церкви и доныне, хотя в ряде Поместных Православных Церквей, например в Грузинской, монашество не счи­тается обязательным условием поставления на архиерейское служе­ние. В Константинопольской Церкви, напротив, лицо, принявшее монашество, не может стать архиереем: там принято положение, согласно которому человек, отрекшийся от мира и принесший обет послушания, не может руководить другими людьми. Все иерархи Константинопольской Церкви являются не мантийными, а рясофор­ными монахами. Епископами Русской Православной Церкви могут стать также принявшие монашество овдовевшие или разведенные лица. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому зва­нию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование. На епархиального архиерея возлагается широкий круг обязанностей. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает сотрудников епархиальных учреждений и бла­гословляет монашеские постриги. Без его согласия ни одно реше­ние органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. В своей деятельности епископ подотчетен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Правящие епископы на мес­тах являются полномочными представителями Русской Православ­ной Церкви перед органами государственной власти и управления.

Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул — Святейший Патри­арх Московский и всея Руси. Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Его имя возносится за богослужения­ми во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси». Кандидат в Патриархи дол­жен быть архиереем Русской Православной Церкви, обладать выс­шим богословским образованием, достаточным опытом епархиаль­ного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерар­хов, клира и народа, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3,7), быть не моложе 40 лет. Сан Патриарха является пожиз­ненным. На Патриарха возложен широкий круг обязанностей, свя­занных с попечением о внутреннем и внешнем благосостоянии Рус­ской Православной Церкви. Патриарх и епархиальные архиереи имеют штамп и круглую печать с именем и титулом.

Согласно п. IV.9 Устава Русской Православной Церкви, Пат­риарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. В управлении этой епархией Святейшему Патриарху помо­гает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Террито­риальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником, определяются Патриархом Московским и всея Руси (в настоящее время митрополит Крутицкий и Коломенский управ­ляет храмами и монастырями Московской области за вычетом ставропигиальных). Патриарх Московский и всея Руси являет­ся также Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями3 (сло­во ставропигия образовано от греч. otclvqoc; крест и 7tr)yvu|-ii водружать: крест, устанавливаемый Патриархом при основании храма или монастыря в любой епархии, означает их включение в Патриаршую юрисдикцию).

Святейшего Патриарха, в соответствии с мирскими представле­ниями, часто называют главой Церкви. Однако по православному вероучению Глава Церкви — Господь наш Иисус Христос; Патриарх же является Предстоятелем Церкви, т. е. епископом, который молит­венно предстоит пред Богом за всю свою паству Часто Патриарх именуется также Первоиерархом или Первосвятителем, поскольку является первым по чести среди других равных ему по благодати иерархов.

3 Поэтому Святейший Патриарх именуется Священноигуменом ставропигиаль­ных монастырей (например, Валаамского). Правящие архиереи в отношении к своим епархиальным обителям также могут называться Священноархимандритами и Свя-щенноигумнами. Вообще следует отметить, что приставка «священно-» иногда добав­ляется к наименованию сана клириков (священноархимандрит, священноигумен, свя-щеннодиакон, священноинок); однако не следует прилагать эту приставку ко всем без исключения словам, обозначающим духовное звание, в частности, к словам, уже являю­щимся составными (протодиакон, протоиерей).

Из книги   ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ епископа Егорьевского Марка 


Назад к списку

 
Нравится