Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 20 января. Предтечи: Деян. XIX:1-8 (зач. 42). Ин. I:29-34 (зач. 3).
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

20 января. Предтечи: Деян. XIX:1-8 (зач. 42). Ин. I:29-34 (зач. 3).

Черты для подражания из жизни св. Иоанна Предтечи Господня

   I. С перваго взгляда жизнь Предтечи Господня, память коего ныне совершается, покажется неподражаемою по своей высоте и исключительности его положения. Но вникнем ближе и найдем, что и сему великому праведнику и избраннику Божию мы можем подражать.
   II. а) Св. Иоанн Предтеча избирается от чрева матери своей. Его зачатие предвозвещается, его будущее служение предсказуется, равно как и слава, его ожидавшая в благодатном царстве. Вот черта, кажущаяся более всех далекою от нас, которая однакож более всех близка к нам. Не дивитесь, если скажу, что мы все, христиане, избраны от чрева матерня, нам предвозвещено и назначение наше, и слава, ожидающая нас. Ап. Павел говорит, что Бог избрал нас во Христе I. еще прежде сложения мира быти нам святыми и непорочнымипред Ним в любви (Еф. 1:4. 11), и чрез то наследниками вечнаго живота. — То, что мы родились от христианских родителей, и тотчас чрез крещение соделались христианами, это первая к нам милость Божия — избрание нас быть причастниками благодати Христовой и уготованных нам благ вечных. Вот подобие св. Иоанну в избрании! Поревнуем же быть ему подобными и в оправдании избрания. Он явил себя именно таким, каким был избран. Явим и мы себя такими, какими быть избраны, к чему и св. апостол приглашает: «потщитеся, братие, известно ваше звание и избрание творити» (2 Петр. 1:10).
   б) Св Иоанн Предтеча удаляется в пустыню на воспитание и приготовление к своему служению. Это вам урок, родители и воспитатели!— Скажете: неужели же и нам надо уходить с детьми своими в пустыню?! Нет, не в пустыню уходить надо вам, а необходимо устраниться от всех противо-христианских обычаев и удалить своих детей от зловреднаго их влияния. Ибо и св. Иоанн был удален промышлением Божиим в пустыню с тою целию, чтоб там возрасти совершенно в новых правилах и началах без примеси старых порядков иудейских. Христианин — младенец в крещении получает семя новой благодатной жизни. Дух мира и обычаи его совершенно противоположны этой жизни. Устраните же от них новокрещенное дитя, чтоб они, как терния и волчцы, не подавили в нем ростка иной жизни. Если устроите так, это будет для него пустынею. И держите его в ней, пока он укрепится и соделается способным выйти на делание по своему назначению, держите под влиянием церковноблагодатной среды, однородной с ростком жизни дитяти — христианина. Пусть не слышит и не знает он других песней, кроме песней христианских. Пусть не видит, и потом не воображает других ликов и видов, кроме церковных. Пусть не знает других жизнеописаний, кроме житий святых, других мест посещения, кроме церкви, других речей, кроме тех, кои к назиданию служат и проч. Проведши воспитание в сей среде, он потом, и выступив на дело, будет действовать не иначе, как в том же духе, и след. соответственно своему избранию.
   в) Возвышенный на дело, св. Иоанн Предтеча совершает его со всем усердием, не щадя живота, не зря на лице, не увлекаясь сомнением. Этот урок прост и всеми, хотя и не хотя исполняется, хотя, может быть, не вполне совершенно. Избрал себе род жизни, дело или службу, — смотри же, действуй в нем добросовестно, по всему, как требует закон Божий, совестный, житейский и гражданский; не криви душею, — ни в малом, ни в великом, а иди прямо. Слуга ли ты — служи, как следует; ремесленник ли — ремесленничай по совести; торгуешь ли — торгуй по правде; чиновник ли — чиновничествуй как тебе указано, и проч., — во всем имея в виду благо ближняго и славу Божию. Сие указывает и св. Иоанн, давая разнаго рода лицам свои особыя наставления. Когда собрался около него народ и спрашивал, что ему делать, — он отвечал:«имеяй две ризы да подаст неимущему: и имеяй брашна, такожде да творит»(Лук. 3:11), — т. е., помогайте друг другу, кто чем может. Спрашивали его мытари, что им делать, и он сказал им, а в лице их всем берущим на себя какия-либо правительственныя служения: «ни что же более от повеленнаго вам творите» (Лук. 3:13). Спрашивали воины, — и он заповедал им: «никого же обидите» — «и довольни будите оброки своими» (Лук. 3:14), и проч. Верно, всякая должность, и всякое звание и служение получили от него свой урок, в знак того, что во всяком из них есть образ действования, требуемый Богом и угодный Ему.
   г) За нелицеприятное обличение неправды св. Иоанн заключается в темнице, и там обезглавливается злобною лестию жены во время пира и плясок, обезумивших всех. За то он прославлен на небе и славится во всем христианском мире на земле, а виновники смерти его и здесь наказаны (они были сосланы в ссылку, где бедно жили и бедственно померли), и в другой жизни, конечно, будут страдать вечно. Так, какого бы ни был ты звания, состояния, образа жизни и занятий, не бойся, когда, делая добросовестно дело свое, встретишь препятствия, скорби, притеснения, потери, и даже опасности жизни. Пусть злоба восторжествует: есть око всезрящее, и есть праведное воздаяние каждому по делу. Жизнь эта коротка, и потери ея коротки; а другая жизнь без конца. Малою и кратковременною потерею стяжать вечный покой, — какая славная цена и какое привлекательное приобретение!«Недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас»(Рим:8,18), говорит апостол. А что хотящии благочестно жити гонимы бывают, то закон здешней жизни, среди неправеднаго мира. И Господь страдал, и все апостолы, и все святые, в большей или меньшей степени. «Толик убо имуще облежащ нас облак свидетелей», мучеников и страдальцев, с «терпением да течем на предлежащий нам подвиг взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр. 12. 1:2).
   III. Вот черты для подражания из жизни св. Иоанна. Бери всякий, что можешь, и вводи в свою жизнь. Тем только окажешь истинное почитание св. Предтече и Самому Богу, и совершишь ему угодное, и для нас спасительное. (Извлеч. в сокр. из слова Феофана, епископа тамбовскаго). 
 
Нравится