Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 21 января. 1 Пет. IV:12 - V, 5 (зач. 62). Мк. XII:38-44 (зач. 57).
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

21 января. 1 Пет. IV:12 - V, 5 (зач. 62). Мк. XII:38-44 (зач. 57).

Сегодняшний отрывок из Первого соборного послания апостола Петра довольно пространен и начинается со слов Петра о том, что христианин не должен уклоняться от искушения, испытания. Мы уже неоднократно говорили об этом, в том числе размышляя над словами Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам «мы скорбим, страдаем, ибо так нам суждено». Действительно, христианин, живущий в мире, неизбежно столкнется с какими-то трудностями, скорбями, страданиями, если он действительно ученик Христа. Христос же говорил, что не бывает ученика выше учителя и слуги больше, чем господин, и «если Меня гнали, то и вас будут гнать, если Меня принимали, то и Меня будут принимать». Христа же тем или иным образом гнали во все времена, потому что Он возвещает истину, а она далеко не всегда бывает приятна. Поэтому ученику Христову суждено иметь тернистый путь, но тем не менее на этом пути у него есть пример Самого Господа и поддержка Духа Святого, Божественного адвоката. «Адвокатус», как мы говорили, означает то же самое, что греческое слово «параклетос», которое переводится у нас как «утешитель», но подлинный смысл этого слова в том, что Дух Святой является нашим адвокатом, как бы говорит вместо нас в самых сложных ситуациях нашей жизни. И об этом как раз и пишет апостол Петр в 13-м стихе:

Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Если христиан злословят за имя Христово, то они даже блаженны, потому что Дух Божий почивает на них. Подобно Христу они стойки на своем христианском пути и тем самым прославляют имя Христово. Через противников же христиан имя Божие хулится. Конечно, так было, есть и, наверное, будет, но тем не менее от христиан зависит, насколько имя Божие будет прославляться: насколько христиане будут стойкими в своей верности Христу.

Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. То есть если христианин страдает за правду, за истину, то что может быть в этом постыдного и ужасного? Конечно, бывают трудности, отчаяние, уныние, но в глобальном смысле слова христианин здесь не теряет, а только приобретает. А вот если христианин пострадает как «убийца, или вор, или злодей», то есть за неправду, то в этом нет никакой пользы и похвалы.

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый игрешный где явится? Это очень важные слова. Особенно красиво и органично и одновременно кратко и содержательно звучит самое начало 17-го стиха: Ибо время начаться суду с дома Божия. Понятно, что дом Божий – метафорическое название Церкви, то есть людей, верующих во Христа. Конечно, кто-то, возможно, рассматривает это понятие более широко: как людей, вообще верующих в Бога, пытающихся выполнять заповеди Божии, имеющих познание Бога, потому что кому больше дано, с того больше и спросится.

Для христиан «дом Божий» – это собственно христианская, православная церковь. И суд Божий начнется именно с нее. По большому счету в этом сложном мире христиане должны мыслить свое существование как соработники Божии. В каком-то смысле мы являемся наместниками Бога на земле. Вспомним первые главы книги Бытия: образ и подобие Божие, по которому был сотворен человек, заключается в том, чтобы человек продолжал на земле дело Божие (это в соответствии с библейским текстом; современные учебники богословия предложат нам множество различных характеристик образа и подобия). Человек создан как наместник Бога на земле. И хотя он и пал, но его предназначение и задачи кардинально не изменились. Если человек приходит к познанию Бога, находится в общении, молитве с Ним, и, соответственно, постоянно обновляет присутствие в себе Духа Святого, то, конечно, христианин, человек в Боге, во Христе, является тем, кто несет максимальную ответственность за то, что происходит в этом мире.

Христианство – и это очень важно – дает нам не только определенные права, но и огромную ответственность за весь мир, за все, что в нем происходит. Как говорится у Иоанна Богослова, «мир во зле лежит». Мир не сам по себе злой, но он лежит во зле: люди приносят очень много зла, ненависти. Что делать человеку, который решил делать дело Божие на земле? Ему надлежит быть христианином в полном смысле этого слова. Идет шквал ненависти, злобы – христианин должен стойко стоять на позиции любви, не умножать общее количество зла и ненависти в этом мире. Потому что если тебе делают зло, ты делаешь его в ответ, и это как снежный ком зла. Даже если посмотреть на глобальные события, происходящие сейчас в мире, то мы видим, как это развивалось: одни сделали другим зло, те злом ответили, потом вмешивается кто-то еще и еще – и, действительно, все растет как снежный ком. Даже не знаешь, как это остановить, потому что размеры огромные – уже на уровне политики целых государств, альянсов и т.д. Конечно, мы можем только молиться Богу, чтобы все это в каком-то смысле выходило на определенный уровень движения к миру. Хотя мы знаем, что так должно быть, поскольку мы живем в последние времена. Все, что после Христа, – это последние времена, вне зависимости от того, сколько лет прошло после Его Рождества и сколько еще осталось до конца. Теоретически мы можем сказать, что Господь может прийти в любой момент. И, конечно, все эти войны будут происходить неизбежно. Но если мы говорим о некотором малом уровне, например, общения с нашими близкими и друзьями, то здесь мы как раз и должны быть, скажем метафорично, «санитарами этого мира»: в христианине должен быть некий фильтр, который бы очищал мир и всю атмосферу от злобы, ненависти, гордыни, зависти. Что бы вокруг ни происходило, какой бы шквал злобы, осуждения, клеветы ни летел бы в христианина, может быть, даже от тех, кому он несет слово Божие, делает добро, он все равно стоит на своем. Это сила христианина, потому что через это он может хоть немножко, но очистить мир от чего-то, что противоречит воле Божией. И тем самым он, безусловно, будет соработником Бога на земле. Поэтому действительно, как здесь говорится, время начаться суду с дома Божия.

В первую очередь Господь как раз будет смотреть на своих соработников. Да, у них великая миссия, великое предназначение, великое право быть детьми, соработниками Бога. Но Бог прежде всего и спросит с таких людей, с нас, христиан: «А как вы выполняли свое предназначение? Были ли вы христианами или ничем не отличались от других, кроме как возможностью изъясняться церковной терминологией, тем, что иногда посещали храм и били себя в грудь, говоря, какие вы православные. Или вы действительно смогли хотя бы немножко очистить себя и пространство вокруг?» Этот вопрос будет адресован в первую очередь к нам, тем, кто имеет какое-то понимание того, что существует Бог, что есть Христос – наш Спаситель, с нас, как тех, у кого вообще есть понимание духовных реалий. Кому больше дано – повторю еще раз – с того больше и спросится. А когда Господь придет с судом к христианам, тогда уже посмотрит и на всех остальных, на то, что происходит во всем остальном мире, потому что с тех людей будет иной спрос: они были далеки от духовных реалий, далеки от Бога, поэтому Господь будет судить их иным судом.

Нам, братья и сестры, не нужно смотреть на тех, кто вне Церкви, и обольщать себя тем, что они еще хуже нас. Во-первых, не нам судить, кто хуже и лучше, а во-вторых, даже если мы делаем что-то хорошее, чего не делают нецерковные люди, все равно, повторю еще раз, к нам мерка другая. И того, что мы делаем, может быть недостаточно. Если бы это делали люди внешние, не церковные, этого было бы достаточно, а для нас, церковных, этого, возможно, будет мало. Поэтому всегда надо смотреть на себя, на свой путь, на то, какие мы христиане, а не оглядываться по сторонам, деля людей на спасенных и неспасенных. «Эти спасутся, а те нет, атеисты точно пойдут в ад» – все это, конечно, примитивно, наивно и совершенно не по-христиански.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 
Нравится