СЕДМИЦА 6-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Понедельник. Мф.13:10-23 Рим.16:17-24
О семени и о земле
Сегодня мы слышали истолкование притчи о Сеятеле. Господь говорит, что «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге».
Живущий при дороге находится в особо опасном положении. Он поневоле привыкает целые дни смотреть и смотреть: «кто там прошел и кто проехал? Что там пронесли и что провезли? Где что случилось и кто что сказал? Применительно к нашему времени, жизнь при дороге, это – жизнь перед телевизором и с газетой в руках. Бывает, конечно, пройдет по дороге и проповедник истины; бывает, что и среди дорожного шума услышишь здравое слово. Но погруженный в поток времени – как узнает вечное? Привыкший к мельканию множества – как уразумеет единое на потребу?
«А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». А почему соблазняется? – Потому что все принимает поверхностно, без достаточного для себя обоснования, и лишь с точки зрения красоты и пользы для этой жизни. Он не углубляет своих знаний о Самом Иисусе Христе, о Его безграничной любви, о реальности воскресения мертвых, о неизбежности Страшного суда. Такой – весь на поверхности бытия. Он даже будет много делать для внешнего блага Церкви. Но если встанет выбор: жизнь без Христа или смерть со Христом, он подумает, и выберет первое.
«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». Это – сильная земля, но вся сила ее ушла в терние, и хотя она не отвергает и Божественного семени, но росток обречен быть чахлым и бесплодным.
Ну а добрая земля и есть добрая земля, которая далека от проезжей дороги, которая начинает с самого корня и не спешит поскорее выпустить хоть какой-нибудь росток. Такая земля, даже и не приняв семени Царствия, не будет растить и терния, чувствуя, что не для этого даны ей силы.
Господь рассказал эту притчу не для того, чтобы навсегда разделить всех на безнадежно бесплодных, и на заведомо плодоносных. Он пришел на землю, чтобы спасти даже самых безнадежных, даже Своих предателей и распинателей, и Он до конца борется за каждое Свое творение. Он к любому обращается не как к рабу, но как к свободному. Он в каждом видит не бесплодную, но тучную землю. И Он зовет вдуматься и вглядеться в себя: кто я, и что мне надо, чтобы принять семя и вырастить его? Может быть, надо перестать «так жадно глядеть на дорогу»? Может быть, надо глубже думать и доходить до самого корня, прежде, чем принимать? Может быть, надо ослабить энергию, направленную на «заботы века сего и обольщения богатства»? Сказавший притчу и Давший ее истолкование да подаст нам мудрость разобраться и в своей душе, в своей жизни, чтобы стать доброй, плодоносной Господней нивой.