Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - СЕДЬМИЦА 15-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.Четверг Мк.6:30-45 Гал.3:23-4:5
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

СЕДЬМИЦА 15-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.Четверг Мк.6:30-45 Гал.3:23-4:5

О ереси жидовствующих

Мк.6:30-45

Гал.3:23-4:5

В эти дни в Церкви читается послание апостола Павла к Галатам. Оно было написано по поводу того, что появилось некое заблуждение, которое и до сих пор иногда возникает в сознании христиан. Русская Церковь особенно остро столкнулась с ним в конце пятнадцатого века, и названо оно было тогда «ересью жидовствующих». Сущность этого заблуждения – в переоценке значения Священного Писания Ветхого Завета. В галатийской церкви некоторые начали учить, что для спасения необходимо совершать обрезание и выполнять некоторые другие обряды Моисеева закона, например, связанные с иудейским освящением времени: наблюдать «дни, месяцы, времена и годы» (Гал.4:10). Вразумляя Галатов, Апостол пишет, что тогда мы «заключены были под стражей закона», и что «закон был для нас детоводителем ко Христу». А у детей все – в виде игры, и все настоящее – в виде игрушек. Многие заповеди Господь дал Своему народу просто как упражнение в послушании. А самое Богослужение? Ведь смысл Богослужения – в принесении искупительной жертвы. А разве возможно, «чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала» человеческие «грехи» (Евр.10:4)?

Ветхозаветные заповеди готовили народ к сознательному, сыновнему послушанию Богу. А «игра в жертвоприношения» готовила к участию в жертвоприношении истинного Агнца Божия, действительно способного очистить грехи всех верующих в Него.

И «наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего». Все дохристианские религии внешне похожи друг на друга: тоже – какие-то заповеди, тоже – храмы, тоже – какие-то жертвы. Каждый народ поклонялся своему «богу», или своим «богам», которые, конечно же, «в существе не боги». Все были в послушании у каких-то детоводителей, истинных или ложных, самозванных или законно поставленных. Но пришло время, и все религии изжили себя; люди выросли из детских одежд; и даже воспитанники законного детоводителя беспомощно метались «как овцы, не имеющие пастыря».

Но – знает Верховный Отец и Господин, кого и откуда призовет Он в Свои наследники и поставит господином всего. И «когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». И теперь, – обращается Апостол к христианам, – «все вы – сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Облеклись, как в царскую ризу истинного наследника. Все детское прошло, все временные, условные разделения миновали, и теперь для тех, кто облекся во Христа, – все новое. «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». И иудеи, наконец-то, призваны к истинному, совершенному служению. И язычники, невольно чтившие «неведомого Бога» (Деян.17:23), наконец, уведали Его.

А еретики призывали вернуться назад, гордиться детскими внешними преимуществами и играть в прежние детские игры! Апостол не принуждал природных иудеев, принимавших христианство, сразу бросать ветхозаветные установления. Он и других призывал быть терпимыми к этим «немощным в вере» (Рим.14:1). Но проповедовать необходимость ветхозаветного культа означает – умалять Христову жертву. Как будто к ней надо что-то прибавить, чтобы она стала совершенной и спасительной. Тут только сделай первый шаг! В пятнадцатом веке наши жидовствующие дошли вообще до отрицания Божественности Христа и Святой Троицы. Поэтому со всей решительностью должны мы вместе с Апостолом восставать, когда нам говорят о необходимости чем-то дополнить Христову жертву или что-то поставить рядом с ней.

 
Нравится