Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - СЕДМИЦА 18-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Понедельник Лк.3:19-22 Еф.4:25-32
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

СЕДМИЦА 18-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Понедельник Лк.3:19-22 Еф.4:25-32

О совлечении ветхого человека

Лк.3:19-22

Еф.4:25-32

Человеку, вставшему на путь Христов, необходимо, по слову Апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, ... обновиться духом ума, ... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22-24). И правда, как хотелось бы: вдруг совлечь с себя старое и грязное, и раз и навсегда облечься в чистое, новое, светлое!.. Но ключ к этой задаче в том, что «нового человека» должны составить все вместе мы, исповедующие имя Христово. Ибо «мы члены друг другу».

И первое, что здесь мешает, это – ложь. Солгал – и ушел от ответственности; солгал – и вроде бы все спокойно... Но хотя ложью иногда и удается избегать конфликтов, – с каждым разом неумолимо, как по стеклу, расползается трещина в человеческих отношениях. А «посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему».

Но если ложь постепенно перетирает связующие нити, то гнев сразу рвет их. Гнев и кротость, как ложь и истина – тоже ветхое и новое, как тьма и свет. «Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет в гневе вашем»... Но можно ли гневаясь не согрешать? Иоанн Златоуст так поясняет это место: «Хорошо не гневаться; но если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время... Да не зайдет солнце, оставив вас врагами». И апостол Павел, опасаясь, чтобы не подумали, будто иной гнев может и не быть грехом, далее уточняет: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас». «Всякое». Даже когда формально прав. И если до захода солнца не победишь гнев и не примиришься, то сам почувствуешь, как для тебя заходит солнце разума, солнце любви, и уже не сможешь молиться Богу, как будто и Бога уже не стало.

Также и отношение к богатству. У ветхого человека инстинкт – грести к себе. Новый же – даже трудится не столько для себя, но «чтобы было из чего уделять нуждающемуся». А если упорно хочешь приобретать только для себя, то постепенно будешь все более неразборчив в средствах. Апостол, зная, куда ведет этот путь, прямо и резко говорит желающим быть христианами: «Кто крал, вперед не кради».

А как важно следить за тем, что говоришь! «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». И хотя уста говорят «от избытка сердца», но если избыточествующую там гниль хотя бы не облекать в слова и не выпускать наружу, это будет способствовать обновлению и самого сердца. Ну а потакающий своим страстям, «истлевающий в них» – не остается сам по себе: он «дает место диаволу». И всякое отступление христианина от истины, это не просто его личное дело, не просто его личная ошибка; это – личное оскорбление «Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Того же Духа, Который сошел на выходившего из Иордана Иисуса при разверзшихся небесах и свидетельствующем Божьем гласе.

И очень важно, чтобы все благие желания проистекали из одного и того же благого источника. Когда наши наставники напоминают о христианских обязанностях, они не просто уговаривают, не просто прельщают чем-то, но всегда указывают на Того, Кто – Начало и Конец, Кто путь и цель жизни: «...прощайте друг другу...» – а почему, собственно, я должен прощать? – А только потому, что «Бог во Христе простил нас».

 
Нравится