СЕДМИЦА 18-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Вторник Лк.3:23-4:1 Еф.5:20-26
О нашей родословной
«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов»... – И евангелист Лука перечисляет семьдесят шесть имен, заканчивая цепочку: «... Сифов, Адамов, Божий». Удивительно читать это бесконечное перечисление имен, особенно нам, знающим лишь своего деда, редко прадеда.
Как же сложилось и дошло до нас это родословие? Из истории самой первой семьи мы знаем, что первым у Адама и Евы родился Каин. Потом – Авель. Каин из зависти убил Авеля и заслужил проклятие. Затем родился Сиф. После этого Адам прожил «еще восемьсот лет и родил сынов и дочерей» (Быт.5:4). До грехопадения Адам был с Богом, так что ему было что поведать своим детям. Но не все хотели знать о сотворении мира, о жизни в раю, о грехопадении и надежде на грядущее избавление. Только Сиф услышал, потому что только его имя стоит сразу после имени Адама.
О Сифе сказано, что он «жил сто пятьдесят лет и родил Еноса. По рождении Еноса, Сиф жил восемьсот лет, и родил сынов и дочерей» (Быт.5:6-7). И он тоже передавал своим детям, что узнал от Адама, но только Енос принял это и сохранил в памяти, одновременно запомнив и имена предков, донесших эти знания.
И так далее. И закономерно, что именно человек из этой цепочки, Ной, десятый от Адама, «обрел благодать пред очами Господа» и был единственным, чье потомство заново после потопа продолжило человеческий род. Остальная земля, потерявшая духовную и историческую память, «растлилась пред лицем Божиим, исполнилась ... злодеяниями» (Быт.6:11) и погибла.
Духовным преемником Ноя стал Сим. И в дальнейшем, несмотря на многочадие, цепочка благочестивого предания была столь же узенькой. И как всегда не случайно именно Аврааму, одиннадцатому от Сима, однажды сказал Бог: «пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ» (Быт.12:1). Авраам родил Исаака, Исаак – Иакова, Иаков – двенадцать сыновей, от которых пошел целый народ, помнящий свое родословие. Но тут уже далеко не у всех памятование предков совпадало с личным благочестием. Помнить стало выгодным. Это уже не только вселяло уверенность, что являешься прямым наследником благословений, данных Аврааму, но и давало право на владение участком в земле обетованной. Да и другие права. Например, те потомки Левия, которые после Вавилонского плена не могли предъявить родословий, лишились права священнослужения.
Но какое отношение к этому родословию, оборвавшемуся две тысячи лет назад, имеем мы, современные христиане, из всех народов пришедшие ко Христу? А самое прямое: от Иисуса Христа, Которым завершилось родословие по плоти, начинается столь же осязаемая цепочка родословия по духу. Господь, благовествованием родив Своих Апостолов, послал их в мир. Они рукополагали своих преемников, епископов. История хранит имена всех епископов по преемственности во всех землях. Епископы рукополагали священников, священники крестили людей. И так каждый христианин через новое рождение восходит к самому Христу, а через Христа по плоти и к самому Адаму. Вот что такое для нас, христиан, библейское родословие. Некоторым становится скучно читать эту вереницу имен. Но по-настоящему-то от этого чтения должно захватывать дух: вот оно – все здесь! И начало, и конец; и – духовное, и в то же время – осязаемое; и твердо стоит на земле, и одновременно касается неба. И – никакая обезьяна не вклинится в эти накрепко соединенные звенья. А главное, чувствуешь себя неотрывным листком на древе Богом сотворенного и спасенного человечества, «благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа».