СЕДМИЦА 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Понедельник Лк.9:18-20 Кол.2:13-20
О видах лжи
В послании к Колоссянам, которых смущали разные лжеучители, апостол Павел пишет: Бог «вас, которые были мертвы во грехах», оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас». «Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Это – реальность. Это – то, что с нами произошло; то, что всегда с нами. И эти слова сказаны не для заучивания, но чтобы мы возрадовались о избавлении от неминуемой погибели, о сокрушении лютого врага, и благодарили бы Господа нашего Спасителя.
Враг как раз и старается любыми путями увести от реальности, от правды. Он может предложить обратить пристальное внимание не на сам предмет, а на его тень. Ветхий Завет и был такой тенью новозаветных событий. А некоторые даже приняв Христа, не только сами излишне увлекались наблюдением этой тени, но и других принуждали. И Апостолу приходилось освобождать смущенные совести. «Итак, – пишет он колеблющимся, – никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христе». Какой бы причудливой и занимательной ни была тень, но – что она по сравнению с самой реальностью, объемной и многокрасочной!
Но если врагу не удается оттянуть вниз, он начинает манить круто вверх. Ему все равно: вверх, вниз, влево, вправо, – лишь бы увести от того, что есть на самом деле. Не желающим возвратиться к простым обрядам Ветхого Завета он может предложить интеллектуальную утонченность, открыть как бы сокрытые от прочих тайны, призвать к чрезмерному, не по разуму, аскетизму. Но – «никто, – предостерегает Апостол, – да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Апостолы как раз и проповедовали только то, что сами «слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали» их руки (1 Ин.1:2).
Вне реальности – только ложь, как бы «высоко» или «низко» она ни выглядела. Когда Господь спросил учеников: «за кого почитает Меня народ»? – в ответ посыпалось множество самых удивительных, но далеких от истины мнений: одни почитали Его «за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорили, что один из древних пророков воскрес». Но некоторые о Нем говорили и то, что Он просто-напросто обманщик, и «обольщает народ» (Ин.7:12). Вне истины самые «возвышенные» варианты лжи смыкаются с самыми простыми и низменными.
А мы должны пребывать в реальности – и душой, и плотью и кровью. Мы должны держаться «Главы, от Которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». А говорить правильные слова, не живя ими, иметь вид благочестия, не имея его силы (2 Тим.3:6), – значит подавать повод к глумлению над Христом и христианством. Поэтому когда Петр на вопрос Спасителя: а сами они за Кого Его почитают? – от лица всех учеников Духом Святым ответил: «За Христа Божия», – Господь все же «строго приказал никому не говорить о сем». Еще земной путь Христов не стал реальностью; еще не пригвоздил Он ко кресту бывшее против нас рукописание; еще не посрамил враждующие против нас начала и власти; и еще не оживил нас вместе с Собою, простив нам все грехи.