СЕДМИЦА 28-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Четверг Лк.20:9-18 Тит.1:5-2:1
О епископах и пресвитерах
Однажды Господь рассказал притчу о том, как некий человек сдал свой виноградник в аренду «и отлучился на долгое время». Потом он неоднократно посылал рабов, чтобы получить оговоренную плату, а напоследок послал и сына. Но арендаторы то били, то убивали посланных. Убив же сына, рассчитывали вообще завладеть виноградником. Удивительно, как они не подумали, что в конце концов хозяин непременно «придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим»? Народ, слушавший эту притчу, сразу понял, что именно так оно и будет.
Но еще удивительнее, что первосвященники и книжники, хотя и «поняли, что о них сказал Он эту притчу» (Лк.20:19); хотя и узнали заранее, какой у нее конец, – все же дерзнули прожить эту притчу до конца, все же искали, «чтобы наложить на Него руки» (Лк.20:19). Вот так ослепляют страсти: страсть иметь, страсть властвовать. По причине такого безнадежного ослепления Господь и отнял у иудейских первосвященников и книжников владение Своим виноградником, Своей церковью. Теперь виноградник Господа состоит уже из всех народов, и трудиться в нем определено епископам и пресвитерам Христовой церкви. Но теперь Господь особенно заботится, чтобы не вышло как с теми, первыми арендаторами.
Чтобы стать ветхозаветным священником, достаточно было быть потомком Аарона из колена Левия, не иметь телесных недостатков и быть женатым на девице. Теперь, предписывая Титу поставить «по всем городам пресвитеров», Павел особо указывает на те качества, которыми должен обладать всякий кандидат в священный сан. В то время лишь сами Апостолы были носителями полноты Христовой власти на земле. Частью этой власти они наделяли тех, кого называли епископами или пресвитерами. Эти два слова тогда означали две стороны одного служения. Епископ – «надзирающий» над порученной ему общиной. Он же и – «пресвитер», старший, начальствующий в ней. Когда Апостолов не стало, их место заняли те, кого стали называть «епископами». А «пресвитерами» стали называть тех, кого епископы, в свою очередь, наделяли частью своей власти.
Итак, священнослужитель должен быть, во-первых, «непорочен», «не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец». Он не должен быть одержим страстями, потому что, как мы убедились, двум господам служить совершенно невозможно. Или платишь «положенное» Богу, или – своей страсти. Или выполняешь Божью волю, или убиваешь Его посланников.
А еще служитель Божий должен быть «страннолюбив», то есть всегда готов дать приют братьям христианам, странствующим по причине гонений или церковной потребы. А сребролюбец, не желающий ничем поделиться, или пьяница, скрывающий свой порок, как откроет двери своего дома?
Также священнослужитель (ныне это относится только к пресвитерам и диаконам) должен быть «муж одной жены», то есть женат первым браком. Потому что жизнь в одном браке говорит о верности, о постоянстве, о том, что человек не ходит на поводу своих очей.
Должно и «детей иметь верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Какие у человека дети – во многом говорит о его способности учить. А главное воспитание – воспитание своей жизнью.
Священнослужитель должен быть «любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен». Особо важно, чтобы он держался «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать».
На епископах и пресвитерах – великая ответственность. Данный нам в аренду виноградник даже вдвойне не наш, потому что как бы еще раз куплен Хозяином, ценою Крови Своего Сына. И как же должна вопиять эта Кровь в ответ на всякий отказ дать Богу законных «плодов из виноградника», а тем боле – на всякий помысел, будто виноградник Божий принадлежит нам!