Советы новоначальным
Как принудить себя к молитве?
Иной раз молитва совсем нейдет на ум. В этом случае святитель Феофан советует делать так:
"Если это домашняя молитва, то можно немножко, на несколько минут, отложить ее... Если и после нейдет... нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь, и понимать глаголемое, и чувствовать... подобно тому когда дитя не хочет наклониться, его берут за чуб и нагибают... Иначе вот что может случиться... ныне неохота - завтра неохота, а там и совсем молитве конец. Этого поопаситесь... и нудьте себя на охотную молитву. Труд самопринуждения все преодолевает".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, также советуя принуждать себя в молитве, когда она не идет, предупреждает:
"Молитва принужденная развивает ханжество, делает неспособным ни к какому занятию, требующему размышления, и делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих. Это должно убедить всех, таким образом молящихся, исправить свою молитву. Молиться должно охотно, с энергией, от сердца. Ни от скорби, ни от нужды (принужденно) молись Богу, - Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7)".
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. "Постой молча, дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя", - говорится в начале молитвослова.
Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса.
В другом своем наставлении святитель Феофан так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
"а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов... Но нигде не встречаю слова "читать", а везде "петь"...
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте...
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите - не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час... сколько обычно выстаиваете... и затем не заботьтесь... сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставай те читать...
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед...
д) чтобы пособствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце...
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного... Если какое иное чувство займет очень,- вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте... так до самого конца положенного времени".
***
Можно ли молиться о выздоровлении во время болезни? Каким ангелам и святым?
Во время болезни не только можно молиться, но и нужно, ведь некоторые болезни имеют духовную причину. В дореволюционной России, пациент, придя к врачу, мог услышать вопрос « а давно ли вы исповедывались и причащались?» и, если это было давно, доктор рекомендовал больному сходить в церковь, а уж затем прописывал лечение. Есть болезни, который имеют духовную причину и лечить медикаментами таких больных нет смысла. Сегодня доктора это признают, как признают и то, что молитва может помочь человеку справиться с болезнью. Что бы мне хотелось посоветывать: прежде всего нужно регулярно ходить на исповедь и причастие, вести нелицемерную жизнь. Апостол Павел говорит и о тех наказаниях, которые ждут недостойно причащающихся: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 30).
А уж если заболели нужно прибегнуть к Таинству Соборования, ведь это Таинство дано для болящих людей, а не для умирающих как некоторые думают.
Дома можно читать акафисты перед иконами Богродицы:
Об исцелении от беснования : «Умиление» Псково-Печерская, «Избавительница»,Тихвинская, Балыкинская, Коневская, Черниговская Гефсиманская, Владимирская (Оранская), Черниговская (Ильинская)
при желании иметь детей: Косинская (Моденская), « Целительница», « Слово плоть бысть» Албазинская.
В трудных родах : о кормлении молоком: Феодоровская, « Млекопитательница», « Слово плоть бысть» Албазинская.
При болезнях детей : Тихвинская.
О помощи в учении и даровании духа разума: « Прибавление ума», Муромская ( Рязанская)
Об исцелении недугов телесных : Казанская( Песчанская), « Успение» Киево-печерская, « Отрада» или « Утешение « Ватопедская, « Живоносный источник», Жировицкая, « Умиление» Серафимо-Дивеевская, Любечская, Козельщанская, Мателикийская, Гребневская, Барская.
От головной боли: « Взыскание погибших»
от болезней глаз и слепоты: « Взыскание погибших», Казанская ( Табынская), « Знамение» Курская, «Знамение» Алабацкая, Страстная, Грузинская, Тихвинская, « Скоропослушница», Черниговская-Ильинская. Колочская, Коневская, Черниговская Гефсиманская, Иерусалимская, Владимирская( Оранская)
от зубной боли: « Взыскание погибших»
от глухоты и болезней ушей: « Нечаянная радость», Калужская, Грузинская, Колочская
от туберкулёза: « Всех скорбящих рабость»
от болезней рук и ног: Косинская моденская, « Знамение» Корчемная, « Троеручица, « Скоропослушница», « Всех скорбящих рабость», Колочская, Владимирская( оранская)
от болезней горла: « Всех скорбящих радость»
от горячки: Владимирская ( Оранская)
от немоты: Владимирская ( Оранская) Колочская
от паралича и расслабления: « Знамение» Алабацкая, « Страстная», Тихвинская, « Скоропослушница, Черниговская( Ильинская), Колочская, Коневская, Иерусалимская,
от рака: « Всецарица»
при эпидемиях: « Умиление» новгородская, Боголюбская
от лихорадки: « Взыскание погибших», Ахтырская
от недуга пьянства: « Неукпиваемая чаша», « Знамение» Корчемная, « Взыскание погибших»