Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - СВЯТЫНИ КАМЫШИНА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

СВЯТЫНИ КАМЫШИНА

Для каждого человека важна память о своих предках,  о тех людях которые сохранили свой род, создали традиции достойные для почитания.  В камышинском музее хранится  одна уникальная реликвия - руко­писная летопись города. Можно рас­сматривать эту летопись с точки зрения духовной связи и преемственности, которая открывается в традициях по­читания святынь. Можно только сожалеть о том, что сегодня эти святыни и традиции иутеряны. И просто необходимо нам эти традиции восстановить, иначе мы так и останемся « Иванами»  без рода и племени.

Уже при образовании города мы обнаруживаем глубокую духовную пре­емственность.

Как отмечает летопись, в 1692 г. Казанскому губернатору дан был « Именной указ» о формировании пол­ка, для отправки его в новообразован­ный город Дмитриевск. Полк форми­ровался на основе Казанского стре­лецкого полка, и дополнительно в него вошли жители различных мест­ностей: « ...собрано с рек Волги и Камы и Вятки; с Ветлуги,и в уездах Уржумском, Мамлышском и других...». Сформированный полк назван был « Конным, Солдатским, Дмитриевским полком»  потому что, как отмечает летопись, все служивые люди проси­ли Казанского митрополита Михаила, архимандрита Геннадия, также губер­натора и бояр, чтобы прежнее полко­вое их название осталось - во имя святого  великомученика  Димитрия Солунского. Так как казанские стрельцы свято хранили и почитали икону Димитрия Солунского, которая была оставлена после взя­тия Казани « на оборону Московским людям от набегов татарских».

В 1697 г. на Ильин день (2 августа по новому стилю) под начальством Якова Буша полк отправился по Волге в г. Дмитриевск. Летопись доносит до нас и имя первого священника г. Дмитриевска: « ...Митрополит же Ка­занский благословил в путь с ними священника Тимофея Никифорова со всем причтом, даны им были три казённых колокола доброго звона, книги и святые иконы».

Летопись передаёт нам бытовую картину проводов полка из Казани яркой с необыкновенным юмором: «... полковник и воевода Буш с людьми...просили протопопа со священника­ми, чтобы они, облачившись в луч­шие ризы, взяли с мощами Честный Крест, чудотворную явленную икону Казанской Божией Матери и, отслу­жив на стругах молебен Спасителю, Божией Матери и св. вмч. Димитрию, проводили их в путь. Архимандрит воспретил выносить из церкви Явлен­ную икону, а вместо неё позволил взять местную икону Божией Матери, списанную с чудотворной».

«По окончании молебна всё духовенство приглашено было под шатёр, в котором был воевода и все чинов­ные люди. Стали просить их отобе­дать и выпить с ними виноградного вина, а между тем дали знать всем своим людям и строго приказали, что как в первый раз из пушки выпалят были к отплытию готовы. А второй раз выпалят, то спускали бы своих срод­ников на берег. В третий раз выпалят, то поднимали бы якоря и плыли поти­хоньку. Духовенство о сей хитрости ничего не знало и когда отплыли от Казани уже далеко, стали просить полковника, чтобы приказал перевес­ти их с иконами и со всею утварью на берег. Полковник приказал одних свя­щеннослужителей перевезти на берег, а иконы и всю утварь оставить у себя... Благополучно прибыв в новопостроенный город Дмитриевск 26 сентября , 8 ноября (по новому стилю) 1697 г. отслужили молебен».

Благодаря летописи мы узнаём, что образованный город Дмитриевск при своём основании имел две уни­кальные святыни: икона св.вмч. Ди­митрия Солунского, которая когда - то принесена в Казань стрелецким полком как покровительница и зас­тупница была взята ими в новый го­род, и список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, одна из самых почитаемых святынь в России. Эти иконы, как передаёт нам лето­пись, бережно хранились в церквах города.

Иконы Божией Матери Казанская и св. вмч. Димитрия Солунского оказа­ли влияние на дальнейшее развитие города. Летопись упоминает, что пер­вая церковь, заложенная в Дмитриевске, была в честь Казанской иконы Божией Матери. Находилась она на высоком левом берегу Камышинки и была деревянной. Строительство её не было закончено. Произошли собы­тия, из - за которых город стали стро­ить на новом месте. Как отмечает летопись, икона Димитрия Солунско­го спасла город от разорения и указа­ла новое место для его строитель­ства.

В 1703 г. Камышинскую крепость захватили донцы. Причиной послужи­ла перемена внешнего вида горожан. Они по указу Петра брили бороды, и надели немецкое платье. Как повествует летопись : « казаки 6 не­дель тиранили жителей крепости,  кому отрубили голову, кого бросили с яра в Волгу, кого жгли, кого расстре­ливали. После чего, взяв присягу с оставшихся горожан не брить бороды не переменять русское платье, и не  слушать Государя, а быть с ними заодно, ушли. Царю донесли  что,  якобы жители Дмитриевска изменили пре столу и хотят бежать с донскими казаками на Кубань. Пётр отреагировал  немедленно: для уничтожения города, из Астрахани был выслан отряд князя Хованского и 300 калмыков, чтобы город сжечь, а имение жителей отдать на разграбление калмыкам.

Перед этими событиями трижды исчезала икона Димитрия Солунского  из города и оказывалась на правом берегу Камышинки среди непроходи­мой топи и камыша. Князь Хованский почёл сие особым знамением и вме­сто уничтожения города велел его пе­ренести на другой берег, чем вызвал недовольство калмыков. Указанное иконой «... место болотистое, оброс­шее частым камышом, большим ле­сом и кустарником», город был назван Камышином. Топь засыпана была камнями и, прежде всего, на новом месте выстроена часовня, а затем и деревянная пятиглавая церковь во имя вмч. Димитрия Солунского. А церковь Казанской Божией Матери была выс­троена в крепости, в устье Камышин­ки и долгое время была Соборною.

Камышинская летопись доносит до нас ещё один эпизод избавления го­рода в 1717 г. На этот раз угроза су­ществованию г. Дмитриевска возник­ла от крымских и кубанских татар, совершивших крупнейший набег на Русское государство. Они, ведомые булавинским атаманом Игнатием Не­красовым, дошли до Пензы, грабя и разоряя русские земли. На пути их стала Камышинская крепость: «... но как ещё город не был укреплён, то подступило под город великое множе­ство татар и,  великое число кубанских и хотели город в конец разорить. Но на другой день в татарском стане явился св. вмч. Димитрий в виде вои­на и говорил князю и всем татарам, для чего они пришли к городу и напа­дают напрасно на него. Я никак не допущу вас до разорения моего горо­да, и не дам в обиду своих горожан. Татары же, сколько ни старались схва­тить его, не смогли. Напоследок, все татары были поражены слепотою, и сделалось в их полку замешательство и,  не стали они друг друга узнавать, и сами себя стали убивать. Горожане же, видя в татарском войске такие смятения, тот же час собрались и вышли из города, и напали на татар, и начали их бить и рубить, и всех ра­зогнали. А многих живых в плен заб­рали и спрашивали, от чего они в та­кое смятение пришли, что друг друга убивали. Они начали рассказывать, что как мы начали к городу подходить, чтобы его разорить, то кругом объез­жал ваш русский Бог, который имя своё сказал Димитрий, и на всех на нас такую слепоту навёл, что мы сами своих не стали узнавать и такой на нас напал ужас и трепет. А какого он был вида, спрашивали горожане, они сказали: собою молод, волосы чёрные и кудрявые, росту высокого. После того уже никакого явления не видели».

Хочется отметить, что эти эпизоды удивительно перекликаются с житием святого Димитрия.

 

Летопись передает избавление го­рода иконою Димитрия Солунского с необыкновенной теплотой, подчёрки­вая мелкие детали, выражая огромную любовь и почитание к великомучени­ку.

 

Читая летопись, мы можем про­следить традиции строительства церквей, сложившуюся в Камышине. Сначала были  выстроены   церкви Ка­занской Божией Матери  и св. велико­мученика Димитрия  Солунского. Даль­нейшее храмосгроительство было  обусловлено пожаром 1740 года, о котором упоминает летопись.  В этом пожаре сгорел почти весь город. О постройке Дмитриевской церкви го­ворится ясно : «... на месте сгоревшей церкви построена  новая, на средства казака Ососа Савина». А в 1778 г. на её месте строят каменную Дмитриев­скую церковь. Летопись не очень ясно передаёт события постройки Казан­ской церкви. О том, как сложилось строительство Казанской церкви, мы находим сведения в «Статистическом описании Саратовской Губернии» Ле­опольдов А.Ф. СПБ 1839 г.. Он под­тверждает сведения, которые даёт нам летопись и разъясняет судьбу Казанской церкви: «В пожар 1740 года, в котором сгорел почти весь го­род, сгорела церковь Казанской Божь­ей Матери, на месте которой постро­ена в 1743 году каменная Троицкая церковь. Эта церковь стояла в крепо­сти». После пожара в Камышине по­является Троицкая церковь. Она, как и Казанская, была соборною. Именно в Троицком соборе хранилась чтимая Казанская икона. А на правом берегу Камышинки строят церковь Успения Божьей Матери. Почему перестаёт существовать Казанская церковь оста­ётся загадкой, но город не мог суще­ствовать без покрова Богоматери и появляется церковь Успения. До 1778 года она была деревянной, а в1810 г. ставят каменную Успенскую церковь, с приделом в честь Архистратига Ми­хаила и великой княгини Ольги.

К началу 19 века в Камышине было уже несколько церквей,  Троицкий Со­бор, стоял в крепости; церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского и Ус­пенская церковь, стоявшие на правом берегу Камышинки и, Никольская кладбищенская церковь, о постройке которой упоминает летопись.

В августе 1773 г.,  по причине мо­рового поветрия,  запрещено было по­гребать умерших при церквах города. Была выделена « выгонная» земля для погребения и на том месте 13-14 ав­густа (по «старому стилю») 1774 г. поставлена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Интересно то,  что 14 августа соответствует 28 августа {по новому стилю), в этот день празднуется праздник Успения Божией Матери.

Летопись, к сожалению, обрывается на второй половине 19 века и не отражает сведений о пост- рейке Вознесенского Собора в Камышине. Спра­ведливости ради нужно отметить, что он стал для Камышина основным Соборным храмом. Леополь­дов А.Ф. в «Статистическом описании Саратовской Губернии» даёт данные об этом соборе: «... Возне­сенская соборная церковь помещена на базарной площади - каменная, пятиглавая, прочная. В 1882 году на средства горожан, устроена особая камен­ная колокольня с церковью в ней, во имя благовер­ного князя Александра Невского. И церковь и коло­кольня освящены 5 февраля 1884 года. Главный пре­стол собора - во имя Вознесения Христова. Кроме того в нём 2 придела: с правой стороны - во имя святого великомученика Пантелеймона, с левой - в честь иконы Казанской Богоматери. Престолы ос­вящены; главный - 8 июля 1871 года , правый - в ноябре 1867 года , левый - в ноябре 1870 года . Ей принадлежат каменная сторожка и деревянная лав­ка около ограды . Земли отведено в двух местах , совместно с Троицкой церковью , 289 десятин 911 сажень луговой . Притч состоит из протоиерея , двух священников, диакона, псаломщика - диакона и двух псаломщиков».

Во второй половине 19 века Камышин пред­ставлял собой уездный город, в котором прожи­вало в 1879 - 13644 человека, а к 1892 году в Ка­мышине насчитывалось 17684 человека. В городе было 5 каменных православных церквей, 2-ве до­мовых и церковь Петра и Павла в тюремном зам­ке. В 1821 г. в Камышине было открыто уездное ду­ховное училище, в котором начинали своё обра­зование известные в то время люди: А.П. Лопухин, выдающийся Русский Библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной акаде­мии ; канонизированный на Соборе 2000 г. в сонме новомучеников  и исповедников епис­коп Виктор (Островидов) ; духовник Камышинского духовного училища, член Саратовской Учё­ной Археологической Комиссии, настоятель Тро­ицкого собора Камышина протоиерей Дмитрий Позднеев; Николай Николаевич Фиолетов, ученик Е.Н.Трубец­кого  и преподаватель Москов­ского университета на кафедре канонического церковного права.. Камышинское Уездное  духовное училище  имело 4-х годичный  курс обучения. Закрыто Декретом СНК от 8 июня 1918 г.,   ( 2 )

 

Изучая летопись, мы можем почерпнуть сведе­ния о сложившихся в Дмитриевске богослужебных традициях. В Камышине ежегодно совершались несколько Крестных ходов, напоминая жителям об истории города и его святынях. С момента основания города новолоселенцы совершали крестный ход на Ильин день - 2 августа. Он совершался в па­мять о том дне, когда Дмитриевский полк отбыл из Казани. Второй крестный ход совершался на Светлую Пятницу Пасхальной седмицы, в день из­бавления от морового поветрия 1771-1772 гг. В этот день почитается икона Божией Матери «Живоносный Источник». Как отмечает Леопольдов, этот крестный ход совершался из всех церквей города  на  воду.

 

Летопись упоминает ещё об одной чтимой иконе Богоматери, хранившейся в Дмитриевской церкви: «... греческого письма, малого размера, в серебряно - позлащённой ризе». Она особенно чтится с холеры 1830 года. «... Как скоро духовен­ство города Камышина обнесло сию икону вокруг города, тотчас, по заверению некоторых горожан, прекратилась в нём холера». В честь неё был при­строен придел к Дмитриевской церкви.

 

На территории города были святые источники, которые почитали горожане. В 1993 г. в Камышине вышла книга « Люби и знай свой край», в которой упоминаются Гремячие родники: «... Гремячие род­ники - особые, уникальные, подобные им в приро­де встречаются очень редко. Горожане верили,  что вода из Гремячьего родника прино­сит не только здоровье, но и счастье. Воду освяща­ли».

 

 

К сожалению, все эти святыни были разрушены, либо уничтожены в годы лихолетья. Уцелел только кладбищенский Никольский храм, который пережил и закрытие, и склад зерна, и разруху, уцелев, под­нялся из небытия, и стал теперь, за неимёнием другого, Кафедральным собором. Очень горько то, что в наше время в городе не существовало, как не существует и сейчас, никаких программ восстанав­ливающих своё историческое православное про­шлое в воссоздании исторических храмов. Благо фотографии церквей сохранились и благодаря им можно воссоздать былое великолепие города. А заодно позаботиться о духовно-нравственном вос­питании горожан, и воссоздать его традиции. Ре­конструируя только Никольскую церковь никогда не вернуть городу, его православного облика и не ох­ватить население более чем стотысячного города православным образом жизни. При всём моём по­чтении к Никольской церкви, ведь там прошло моё становление как священнослужителя, православ­ный человек не может быть самодостаточным, ему не может хватать одной церкви. И наша история, которую донесла до нас летопись, может нам в этом помочь.

1. Камышинская летопись. И.О.Тюменцев, О.А, Горбань. « Стрежень» Научный ежегодник. Волгоград. 2000 г. с.242-252.

2. ГАВО Ф 325, 1 ед. Хр. 1853 г., оп.1.

Протоиерей Николай Караичев

настоятель Успенской церкви г. Камышина.

статья опубликована в газете "Православное слово" апрель 2009г. издание Волгоградской епархии


Назад к списку

 
Нравится