Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - О суде Божьем и человеческом
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О суде Божьем и человеческом

 


   Многим известны знаменитые слова Иисуса Христа "Не судите, да не судимы будете". Сегодня мы можем услышать эту фразу от своих родственников, друзей и знакомых, а зачастую и из своих собственных уст. Однако, в большинстве случаев эти слова используются не по назначению. А это свидетельствует о том, что человек, произносящий эти слова, во-первых, не понимает, что значит "судить", а во-вторых, не понимает контекста, в котором эта фраза была использована Господом Иисусом.

   Библия призывает нас "исследовать Писания". Давайте же мы с вами отложим в сторону все наши предубеждения и обратимся к тексту Священного Писания за помощью и ответом на вопросы по этой теме.

Что такое суд?


    1. Как мы понимаем слова «суд», «судить»?
   Слово «судить» имеет несколько значений. Вот некоторые из них:
       - судить – рассуждать;
       - судить – осуждать;
       - судить – обсуждать или пересуживать;
       - судить – производить суд (судебный процесс), судить.


    2. Определение толкового словаря:
   Судить – (1) думать, предполагать, решать, иметь своё мнение; (2) приговаривать, выносить окончательный приговор; (3) провозглашать что-либо после тщательного исследования; (4) возможность принимать решения в соответствии с жизненными ситуациями; (5) критицизм.


    3. Язык первоисточника.
В греческом языке существует несколько слов, употребляющиеся в значении «судить». Новый Завет использует следующие из них:
  • katakrino в 1 Коринфянам 5:11-13 «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас»; – осуждение, проклятие, вынесение приговора.
  • krino в Римлянам 14:4, Матфея 7:1 «Не судите, да не судимы будете»; –осуждение, вынесение окончательного приговора, наказание.
  • anakrino в 1 Коринфянам 2:15 «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов»; 1Коринфянам 4:3 «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе»; – тщательно исследовать, расследовать, изучать, наблюдать, наводить справки, рассуждать.
  • diakrino в 1 Коринфянам 6:5 «К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?»; –распознавать, различать, разбираться, отделять, рассудить между кем-то/чем-то, дифференцировать.
    4. Говоря о суде, нужно помнить, что любой суд подразумевает:
       - судью;
       - закон, по которому судит судья;
       - подсудимого.


Типы судов.


   Существует два вида суда: Божий и человеческий. Разница в том, кто является судьёй и по какому закону судит.

   I. БОЖИЙ СУД

   Суд – это различение (или разделение) между добром и злом. Бог судит людей и их дела по Своему Божественному Закону. Слово «суд» может относиться к процессу отделения добра от зла, а также к наказанию и проклятию тех, кто подпадает под Божий грев из-за нарушения Его Закона.

   С давних времён известно, что Бог есть Судия всей земли (Бытие 18:25), и что Он обладает необходимыми для этого качествами: мудростью и праведностью, истиной и справедливостью: Псалтирь 95:13 «ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей»; Псалтирь 97:9 «ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы - верно».

   Многие, говоря о Божьем суде, сразу же представляют себе Великий Суд при кончине века. Но помимо Великого Суда, необходимо отметить, что Божий суд свершался на протяжении всей истории человечества и известен нам через серию Божьих судов над нечестивыми:
  • Весь мир был потоплен водами Всемирного Потопа: Бытие 6-9;
  • На всех также отразилось смешение языков возле Вавилонской Башни (Бытие 11:1-9);
  • Уничтожение Содома и Гоморры: Бытие 19;
  • Суд над Египтом (египетские казни): Исход 7-11, а также
  • уничтожение языческих племён и народов в Ханаане (Судей 1:4-6 и т.д.).
  • Наказание Анании и Сапфиры (Деяния 5:1-10)
   Все эти примеры являются предупреждением и напоминанием о приближающемся Великом Суде и о наказании за неверие.


   II. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СУД:

   Человеческий суд – это суд, который производит человек.
   Это может быть юридический суд, а может быть морально-нравственный суд.

    А. Юридический суд:
       - Судьёй является человек, получивший полномочия от государства.
       - Законом является закон той или иной страны.
       - Подсудимым является человек, нарушивший этот закон.

    Б. Морально-нравственный суд:
        - Судьёй является каждый из нас.
        - Законом является нравственный закон, написанный в наших сердцах:
Римлянам 2:14-15 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую).
        - Подсудимым является человек, которого мы судим или осуждаем по этому закону.

    1. Бог наделил правителей властью производить гражданские суды и наказывать нарушителей закона:
Римлянам 13:1-7 «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь»).

    Цари и судьи Израиля имели особую власть совершать суды среди народа Божия: Второзаконие 16:18-20 «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

    2. Аналогичную власть Бог дал Своей Церкви:
  Матфея 18:15-18 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

   Господь также обязал верующих судить нечестивых в среде верующих, принимая решения справедливо и с состраданием.
   Но не нужно забывать, что верующие не в праве брать на себя роль Великого Судии, которая по праву принадлежит только Богу: Евреям 10:30-31 «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого! ».


Что является осуждением?


   Практически каждому человеку известны слова Иисуса: «Не судите, да не судимы будете». Давайте рассмотрим тему осуждения. Но прежде, чем мы к этому приступим, стоит обратить внимание на то, что «Судить» - не значит говорить о ком-то или о чём-то плохо. Судить можно правильно и неправильно, осуждая и не осуждая.

Что же является осуждением?


Осуждение - это когда мы выносим окончательный приговор.

Осуждение – это когда ты считаешь своё мнение непогрешимым.
       - Когда ты считаешь, что ты прав на 100%.
       - Когда ты думаешь, что знаешь всё.
       - Когда ты судишь о себе или о других без знания всех сторон дела.

Осуждение – это когда ты судишь человека по своему собственному закону, а не по закону Бога (то есть ты судишь субъективно).


Осуждение – это когда ты манипулируешь Словом Божьим.
       - когда ты не знаешь Слово Божье и делаешь вид, что ты судишь по Его стандартам.
       - Когда ты подстраиваешь этот Закон под себя.
       - Когда ты сам его не исполняешь, а требуешь исполнения от других.

Осуждение – это когда ты осуждаешь других людей за то, в чём виновен сам.
Римлянам 2:1-3 «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?».

Осуждение – это когда ты считаешь себя лучше других (потому что тем самым ты уже вынес приговор и себе, и окружающим).

    А. Унижение или уничижение ближнего – свидетельство того, что человек считает себя лучше других. Унижение является синонимом осуждения. Об этом написано в Римлянах 14:10 «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего?».
   В следующем стихе используется греческое слово «крино» - вынесение окончательного приговора и приведение этого приговора в исполнение: Римлянам 14:4 «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».
   Нужно читать этот стих в контексте: Уничижение брата (сестры) за его немощную веру: Римлянам 14:1-13 «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну».
  Иаков 4:11-12 «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»

    Б. Павел не считал себя «достигшим»: Филиппийцам 3:13-15 «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить», 1 Коринфянам 13:12 «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан»; 1 Коринфянам 8:2 «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать».

Ж. Осуждение – это когда ты распространяешь слухи.




Что осуждением не является?

  
Называние вещей своими именами не является осуждением. Если мы грех называем грехом, то это не осуждение. Если мы мужеложство называем грехом, то это не осуждение, это называние вещей своими именами.


Распознание «плодов» не является осуждением. Иисус сказал: «По плодам их узнаете их» в Матфея 7:15-20.


Наставление и исправление не является осуждением (Евреям 3:13 «Наставляйте друг друга каждый день…»). Все послания, содержащиеся в Новом Завете – назидания верующих, объяснение как следует жить и вести себя христианам.


Обличение не является осуждением.
  Иоанна 16:8-11 «…и Он [Святой Дух], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден».

  В греческом языке «обличать» и «осуждать» - два разных слова.
  Обличать – значит ставить перед фактом, лицом к лицу.


   В то же самое время не надо забывать наставление Бога о том, кого можно и кого не следует обличать: Притчи 9:7-9 «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание».


Осуждение дел и осуждение человека – две разные вещи, потому что Бог осуждает грех (Римлянам 8:3), но грешника любит (Иоанна 3:16).


Верующие имеют право судить друг друга:
  1 Коринфянам 5:11-13 «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас».
  Иуда 22-23 «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением (diakrino), а других страхом спасайте, исторгая из огня, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью».


Верующие будут судить мир и ангелов, тем более судить друг друга:
  1 Коринфянам 6:2-3 «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? »

   Контекст этих стихов: 1 Коринфянам 6:1-8 «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев».




Как понимать слова Иисуса: "Не судите, да не судимы будете?"


   Мы с вами выяснили, что такое суд, и что значит кого-либо судить. Также мы узнали, что является и что не является осуждением. Теперь давайте взглянем на несколько библейских стихов, которые чаще других цитируются людьми, когда им кажется, что вы кого-то осуждаете.

   Все знают слова "Не судите, да не судимы будете". И нам часто кажется, что значение этого стиха заключается в том, что ты вообще не должен никого судить. Или: если ты не будешь никого судить, то и тебя никто (и в том числе Бог) не будет судить. Дорогие друзья, подобное понимание является огромным заблуждением! Почему? Во-первых, мы уже выяснили, что человек может и имеет право судить (рассуждать, анализировать, узнавать других по их плодам, различать добро и зло и так далее). Во-вторых, тот факт, что вы никого не будете судить или осуждать , не гарантирует, что другие люди не будут вас судить или осуждать. И, в-третьих, избежать Божьего суда у вас не получится никаким способом, даже если вы вообще закроетесь в катакомбе и не будете никого знать, видеть и осуждать.

   Это только подтверждает, что данные слова ("Не судите, да не судимы будете") несут какую-то другую смысловую нагрузку, а не ту, которую мы привычно приписываем. Давайте прочитаем эти стихи в их контексте и выясним, о чём они говорят, как их стоит понимать и в каком случае использовать в своей речи.


    1. "НЕ СУДИТЕ!" — то есть ПРОЩАЙТЕ.

   Приведённые ниже два места Писания говорят о милосердии и прощении. Они напоминают человеку о том, что каждому из нас предстоит предстать на Суд Божий. И каждый из нас нуждается в Божьей милости и прощении. Почему же мы не хотим простить и отнестись с милостью к согрешающим против нас?
  Лука 6:37-38 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
  Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».
   Другими словами, эти стихи можно читать так: «Прощайте, и простится вам. Оказывайте милость, и вам будет оказана Богом милость».



    2. "НЕ СУДИТЕ!" — то есть НЕ СУДИТЕ ЛИЦЕМЕРНО…

  Матфея 7:1-5 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: 'дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». – Человеческий суд – лицемерный суд.



    3. "НЕ СУДИТЕ!" — то есть НЕ СУДИТЕ ПРЕДВЗЯТО ("лицеприятно").

   Мы уже прочитали стих из Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом». Контекст этого стиха: не будьте предвзятыми, не будьте лицеприятными (судите без лицеприятия, ибо лицеприятие есть грех):
  Иакова 2:1-13 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.


   Теперь, после того, что вы узнали о разнице между судом и осуждением, постарайтесь больше не укорять никого фразами, вырванными из библейского контекста. И всякий раз, когда хотите кому-либо сказать: "Не судите, да не судимы будете", задумайтесь: "А не осуждаю ли я своего ближнего этой фразой?".


 
Нравится