Библейское отношение к спиртному
Читая Библию, мы узнаём культуру и образ жизни людей, живших в Ветхозаветные времена и в начале Новозаветной эры: мы узнаём, как и чем они жили, чем питались, во что одевались, как воспитывали детей и так далее.
Сегодняшняя наша беседа посвящена вину и библейскому отношению к спиртному. Библия не скрывает, что употребление алкогольных напитков издревле было распространённым явлением и у израильского народа, и у язычников. Об этом свидетельствуют как отдельные случаи алкогольного опьянения (Ной в Бытии 9:21; Лот в Бытии 19:33-35; Навал в 1-м Царств 25:36; Урия, опоенный царём Давидом во 2-м Царств 11:13; Амнон во 2-м Царств 13:28; Царь Израиля Ила в 3-м Царств 16:8-9, Сирийский царь Венадад со своими союзниками в 3-м Царств 20:16 и т.д.), так и неоднократно повторяющиеся Божьи слова обличения в адрес правителей разных наций и их народов, упивающихся вином и крепкими напитками (см. книгу пророка Амоса).
Давайте же подробно рассмотрим отношение Библии к спиртному.
I. КАК И ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ ВИНО
1. Вино всегда было одним из самых распространённых напитков Палестины:
А. Вино было частью ежедневного рациона питания в Ветхозаветные времена:
Бытие 14:18 «…и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего»; Бытие 27:25 «Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил». Судей 19:19 «…у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги есть у рабов твоих; ни в чем нет недостатка». 2 Паралипоменон 2:10 «И вот дровосекам, рубящим дерева, рабам твоим, я даю в пищу: пшеницы двадцать тысяч коров, и ячменю двадцать тысяч коров, и вина двадцать тысяч батов, и оливкового масла двадцать тысяч батов*».
Вино было неотъемлемой частью продовольственных запасов любой крепости:
2 Паралипоменон 11:11 «И утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба и деревянного масла* и вина».
Кроме того, вино употреблялось людьми всевозможных классов и возрастов:
Плач Иеремии 2:12 «Матерям своим говорят они: 'где хлеб и вино?', умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих»; Захария 9:16-17 «И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его. О, как велика благость его и какая красота его! Хлеб одушевит язык у юношей и вино - у отроковиц!»
Б. Вино и крепкие напитки были украшением стола во время праздников и пиров: Даниил 5:1 «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино». Есфирь 1:5, 8 «По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского... Напитки подаваемы были в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя. Питье шло чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого».Также см. Иоанна 2:1-11.
В. Вино, как и другие продукты питания, считалось даром от Бога:
Псалтирь 103:14-15 «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».
Об употреблении вина в Новозаветные времена свидетельствует не только история о браке в Кане Галилейской, во время которой Иисус превратил воду в вино: Иоанна 2:1-11. Поскольку евреи не только употребляли, но и производили вино, то им прекрасно было известно, что вино обычно хранилось либо в глиняных сосудах, либо в кожаных мехах, сделанных из козлиной кожи. Старые мехи нельзя было использовать для хранения молодого вина, поскольку они не в состоянии были выдержать процесса брожения молодого вина, и могли прорваться. Этот общеизвестный факт Иисус использовал в одной из своих проповедей (Матфея 9:17; Марк 2:22; Лука 5:37-38 «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое»).
Сегодняшняя наша беседа посвящена вину и библейскому отношению к спиртному. Библия не скрывает, что употребление алкогольных напитков издревле было распространённым явлением и у израильского народа, и у язычников. Об этом свидетельствуют как отдельные случаи алкогольного опьянения (Ной в Бытии 9:21; Лот в Бытии 19:33-35; Навал в 1-м Царств 25:36; Урия, опоенный царём Давидом во 2-м Царств 11:13; Амнон во 2-м Царств 13:28; Царь Израиля Ила в 3-м Царств 16:8-9, Сирийский царь Венадад со своими союзниками в 3-м Царств 20:16 и т.д.), так и неоднократно повторяющиеся Божьи слова обличения в адрес правителей разных наций и их народов, упивающихся вином и крепкими напитками (см. книгу пророка Амоса).
Давайте же подробно рассмотрим отношение Библии к спиртному.
I. КАК И ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ ВИНО
1. Вино всегда было одним из самых распространённых напитков Палестины:
А. Вино было частью ежедневного рациона питания в Ветхозаветные времена:
Бытие 14:18 «…и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего»; Бытие 27:25 «Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил». Судей 19:19 «…у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги есть у рабов твоих; ни в чем нет недостатка». 2 Паралипоменон 2:10 «И вот дровосекам, рубящим дерева, рабам твоим, я даю в пищу: пшеницы двадцать тысяч коров, и ячменю двадцать тысяч коров, и вина двадцать тысяч батов, и оливкового масла двадцать тысяч батов*».
Вино было неотъемлемой частью продовольственных запасов любой крепости:
2 Паралипоменон 11:11 «И утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба и деревянного масла* и вина».
Кроме того, вино употреблялось людьми всевозможных классов и возрастов:
Плач Иеремии 2:12 «Матерям своим говорят они: 'где хлеб и вино?', умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих»; Захария 9:16-17 «И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его. О, как велика благость его и какая красота его! Хлеб одушевит язык у юношей и вино - у отроковиц!»
Б. Вино и крепкие напитки были украшением стола во время праздников и пиров: Даниил 5:1 «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино». Есфирь 1:5, 8 «По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского... Напитки подаваемы были в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя. Питье шло чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого».Также см. Иоанна 2:1-11.
В. Вино, как и другие продукты питания, считалось даром от Бога:
Псалтирь 103:14-15 «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».
Об употреблении вина в Новозаветные времена свидетельствует не только история о браке в Кане Галилейской, во время которой Иисус превратил воду в вино: Иоанна 2:1-11. Поскольку евреи не только употребляли, но и производили вино, то им прекрасно было известно, что вино обычно хранилось либо в глиняных сосудах, либо в кожаных мехах, сделанных из козлиной кожи. Старые мехи нельзя было использовать для хранения молодого вина, поскольку они не в состоянии были выдержать процесса брожения молодого вина, и могли прорваться. Этот общеизвестный факт Иисус использовал в одной из своих проповедей (Матфея 9:17; Марк 2:22; Лука 5:37-38 «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое»).
2. Вино использовалось для поклонения Богу.
Винное возлияние было частью поклонения Богу.
А. В храме хранились запасы елея, муки и вина, ладана и благовоний, которые предназначались для жертвоприношений Богу. Левиты несли ответственность за сохранность этих запасов: 1 Паралипоменон 9:28-29 «Одни из них были приставлены к служебным сосудам, так что счетом принимали их и счетом выдавали. Другим из них поручена была прочая утварь и все священные потребности: мука лучшая, и вино, и елей, и ладан, и благовония».
Б. Винное возлияние было частью ежедневных пожертвований: Исход 29:38-40 «Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина* вина, для одного агнца»; Числа 28:7 «…и возлияния при ней четверть гина на одного агнца: на святом месте возливай возлияние, вино Господу»;
В. Винное возлияние было частью приношений от первых плодов: Левит 23:12-13 «…и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина».
Г. Винное возлияние было частью жертвы всесожжения и заколаемой жертвы:
· Агнец (из овец и коз): Числа 15:4-5 «…тогда приносящий жертву свою Господу должен принести в приношение от хлеба десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертою частью гина елея и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца».
· Овен: Числа 15:6-7 «А принося овна, приноси в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с третьею частью гина елея; и вина для возлияния приноси третью часть гина в приятное благоухание Господу».
· Вол: Числа 15:8-10 «Если молодого вола приносишь во всесожжение или жертву заколаемую, во исполнение обета или в мирную жертву Господу, то вместе с волом должно принести приношения хлебного три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с половиною гина елея; и вина для возлияния приноси полгина в жертву, в приятное благоухание Господу».
Д. Винное приношение также было частью десятины:
Второзаконие 12:17 «Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих».
Неемия 13:4-5 «А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии, отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников».
Е. Господь строго настрого запрещал идолопоклонство и возлияние вина для идолов: Второзаконие 32:37-38, Исаия 57:6, Исаия 65:11-12, Иеремия 7:18, а также Иеремия 19:13 «И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим».
3. Вино издревле использовалось в медицинских целях:
А. Алкоголь использовался как общеукрепляющее средство (в частности для борьбы со слабостью): 2Царств 16:2 «И сказал царь Сиве: для чего это у тебя? И отвечал Сива: ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне».
Б. Алкоголь также использовали в качестве седативного (успокоительного) средства при различного рода расстройствах: Притчи 31:6-7 «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании».
В. Вино, смешанное с наркотическими веществами, использовалось как обезболивающее средство для облегчения страданий: Матфей 27:34 «…дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить»; Марк 15:23 «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял».
Г. У самарян была практика поливать раны маслом и вином: Лука 10:33-34 «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем».
Д. Апостол Павел советовал Тимофею употреблять немного вина для укрепления здоровья: 1 Тимофею 5:23 «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».
II. БИБЛИЯ ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ ВИНА
1. Библия об ограничении в употреблении вина:
А. Священники во время служения не должны были употреблять алкогольных напитков: Левит 10:9-11 «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея».
Б. Люди, принявшие обет назорейства, во время своего обета не должны были прикасаться ни к вину, ни к какому-либо продукту питания, содержащему в себе виноград: Числа 6:1-4 «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи».
В. Добровольный отказ от спиртного:
А. Алкоголь использовался как общеукрепляющее средство (в частности для борьбы со слабостью): 2Царств 16:2 «И сказал царь Сиве: для чего это у тебя? И отвечал Сива: ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне».
Б. Алкоголь также использовали в качестве седативного (успокоительного) средства при различного рода расстройствах: Притчи 31:6-7 «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании».
В. Вино, смешанное с наркотическими веществами, использовалось как обезболивающее средство для облегчения страданий: Матфей 27:34 «…дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить»; Марк 15:23 «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял».
Г. У самарян была практика поливать раны маслом и вином: Лука 10:33-34 «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем».
Д. Апостол Павел советовал Тимофею употреблять немного вина для укрепления здоровья: 1 Тимофею 5:23 «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».
II. БИБЛИЯ ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ ВИНА
1. Библия об ограничении в употреблении вина:
А. Священники во время служения не должны были употреблять алкогольных напитков: Левит 10:9-11 «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея».
Б. Люди, принявшие обет назорейства, во время своего обета не должны были прикасаться ни к вину, ни к какому-либо продукту питания, содержащему в себе виноград: Числа 6:1-4 «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи».
В. Добровольный отказ от спиртного:
· Даниил полностью отказался от вина и мяса, заменив их овощами и фруктами, что замечательно отразилось на его здоровье: Даниил 1:5-16. Даниил отказался от спиртного, чтобы не оскверняться вином Навуходоносора: Даниил 1:8 «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему».
· Рехавиты, выполняя наказ своего отца Ионадава, не пили вина и не ели ничего, приготовленного из винограда: Иеремия 35:1-14.
Г. Цари и правители не должны были упиваться вином: Притчи 31:4-5 «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили [извратили] суда всех угнетаемых».
Д. Служители Нового Завета не должны быть порабощены пьянству: Титу 2:1-3 «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру»; Титу 1:7 «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать»; 1 Тимофею 3:2-3 «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив»; 1 Тимофею 3:8-9 «Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести».
Господь Иисус не был назореем, и посему употреблял в пищу и виноград, и виноградный сок, и вино: Матфея 11:19 и Лука 7:33-34 «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам»; Лука 22:17-18 «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие».
Однако не следует забывать, что во времена Иисуса вино очень сильно отличалось от того вина, которое продаётся в наших магазинах сегодня: его нельзя было назвать соком, но оно и не было таким крепким, как современное вино.
2. К чему приводит пристрастие к алкогольным напиткам?
Библия предупреждает нас о последствиях, ожидающих людей, пристрастившихся к алкоголю.
А. Алкоголь негативно влияет на физическое, умственное, эмоциональное, нравственное и духовное состояние человека:
- Доводит человека до безумства: Притчи 20:1 «Вино – глумливо, сикера* – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
- Подталкивает человека к неадекватным поступкам и греху: Бытие 19:31-35 «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала». На этом примере мы видим, что спиртное подталкивает человека к совершению таких поступков, которые он не совершил бы в трезвом состоянии.
- Доводит человека до бесстыдства: Бытие 9:20-23 «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем».
- Извращает суд и приводит к деградации личности: Притчи 31:4-5 «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых»; Исаия 28:7 «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются»;
- Порабощает людей: Осия 4:11 «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их».
- Вызывает интоксикацию (отравление) организма, тошноту, рвоту, потерю ориентации и рассудка: Исаия 19:14 «Господь послал в него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей»; Осия 7:5 «'День нашего царя!' - говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам». Иов 12:25 «ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные». Псалтирь 106:27 «они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает».
- Приводит к нищете: Притчи 21:17 «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет»; Притчи 23:20-21 «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище».
- Жизнь пьяницы описана в Притчах 23:29-35 «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно усаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: 'били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же'».
Б. К чему приводит повышенное содержание алкоголя в крови
Повышенное содержание алкоголя в крови вызывает склеивание эритроцитов, обеспечивающих клетки ткани кислородом. Несколько склеенных эритроцитов расширяют и закупоривают капилляры нервных клеток, в результате чего клетка отмирает. Повышенное содержание алкоголя в крови бывает от употребления в день более половины бутылки вина или четверти бутылки крепких напитков (ликера, коньяка или водки).
В. Статистические данные:
Повышенное содержание алкоголя в крови вызывает склеивание эритроцитов, обеспечивающих клетки ткани кислородом. Несколько склеенных эритроцитов расширяют и закупоривают капилляры нервных клеток, в результате чего клетка отмирает. Повышенное содержание алкоголя в крови бывает от употребления в день более половины бутылки вина или четверти бутылки крепких напитков (ликера, коньяка или водки).
В. Статистические данные:
· От отравления алкоголем в России умирает 40 тысяч человек ежегодно.
· 43 тысячи людей погибают в США каждый год по вине людей (водителей), в алкогольном опьянении.
· Управление внутренних дел США установило, что около 40% всех преступлений с элементами насилия совершается под влиянием алкоголя. Было установлено, что 3/4 домашних и бытовых скандалов происходит, когда хотя бы один из супругов или домочадцев находится в состоянии алкогольного опьянения.
3. Обличение и осуждение Библией пристрастия к алкоголю
Вино было неотъемлемой частью рациона питания в Библейские времена. Однако это не может быть использовано в качестве библейского оправдания для людей, пристрастившихся к спиртным напиткам в наши дни. Слово Божье однозначно осуждает увлечение алкоголем и пристрастие к любого рода алкогольным напиткам.
А. Ветхий Завет
Исаия 5:11, 22 «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином... Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток»; Притчи 20:1 «Вино - глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
Б. Новый Завет:
Предостережения против пьянства (упивания вином): Лука 21:34-36 «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого»; Римлянам 13:13-14 «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти»; 1 Петра 4:3 «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению». 1 Фессалоникийцам 5:6-8 «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения».
Что такое алкоголизм: болезнь или грех? Алкоголизм – это грех. Не секрет, что алкоголизм является болезнью, будучи пристрастием к алкоголю. Однако истинной причиной алкоголизма является грех: Алкоголизм – это приобретённая зависимость от алкоголя. Зависимость – это порабощение (рабство): 2Петра 2:19 «…ибо, кто кем побежден, тот тому и раб». Раб служит своему господину. Служение кому-то иному, кроме Господа Бога является идолослужением. Идолослужение является грехом.
В. Слово Божье предупреждает нас, что пьянство относится к делам плоти, а посему люди, пристрастившиеся к алкоголю, Царства Божия не наследуют: Галатам 5:19-21 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». 1 Коринфянам 6:9 «…ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».
Кроме того, Слово Божье призывает нас не иметь ничего общего с людьми, выдающими себя за христиан, но продолжающими жить в грехе: 1 Коринфянам 5:11 «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».
4. Пить или не пить? - вот в чём вопрос.
Приведённые выше места Писания свидетельствует не о том, что Слово Божье запрещает верующим употребление в пищу вина, а о том, что Библия осуждает пьянство, увлечение алкоголем и пристрастие к спиртным напиткам.
Сегодня многие задаются вопросом: «Можно ли верующим употреблять в пищу вино?» Мы хотим, чтобы, принимая решение, вы руководствовались следующими принципами, данными нам Богом в Его Слове:
А. Слово Божье учит, что ничто не должно нами обладать, кроме Святого Духа:
1 Коринфянам 6:12 «Все мне позволительно, но не все полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Ефесянам 5:18 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом».
Б. Слово Божье учит, чтобы мы во всём, что бы мы ни делали, славили Господа:
1 Коринфянам 10:31 «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию».
В. Слово Божье предупреждает нас не быть соблазном для окружающих:
Римлянам 14:20-21 «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». Марка 9:42 «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». 1 Коринфянам 8:8-9 «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных».
Г. Кроме того, от себя мы хотим посоветовать бывшим алкоголикам вообще не прикасаться к каким бы то ни было спиртным напиткам, чтобы не подавать самому себе повода ко греху.
1 Коринфянам 6:12 «Все мне позволительно, но не все полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Ефесянам 5:18 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом».
Б. Слово Божье учит, чтобы мы во всём, что бы мы ни делали, славили Господа:
1 Коринфянам 10:31 «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию».
В. Слово Божье предупреждает нас не быть соблазном для окружающих:
Римлянам 14:20-21 «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». Марка 9:42 «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». 1 Коринфянам 8:8-9 «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных».
Г. Кроме того, от себя мы хотим посоветовать бывшим алкоголикам вообще не прикасаться к каким бы то ни было спиртным напиткам, чтобы не подавать самому себе повода ко греху.
*бат и гин – меры объёма жидкости. Бат приблизительно равен 30 литрам, а гин – 5 литрам.
**деревянное масло – оливковое масло.
***сикера – крепкий алкогольный напиток из кукурузы, мёда или фиников.
***сикера – крепкий алкогольный напиток из кукурузы, мёда или фиников.