Библия о милосердии
ВВЕДЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВАРЕЙ:
1. Толковый словарь русского языка Ушакова: Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
2. Словарь по общественным наукам: Милосердие – деятельное сострадание; сострадание в действии.
3. Энциклопедия «Кругосвет»: Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку;
4. Синонимы: Милосердие – милость, сострадание, жалость, сочувствие, снисхождение, доброта.
5. Милосердие – «милостивое сердце» или «сердце, исполненное милости».
6. Антоним милосердия – жестокосердие.
I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О МИЛОСЕРДИИ БОЖЬЕМ
Священное Писание неоднократно свидетельствует о то, что Господь есть Бог милосердный и отец милосердия. Давайте обратимся к этим свидетельствам:
1. Свидетельство Самого Бога:
Исход 22:26-27 «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиёт ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд». Исход 34:6 «И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…»
2. Свидетельство Закона Божия о Божьем милосердии:
Второзаконие 4:31 «Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им». 2 Паралипоменон 30:9 «Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши будут в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему».
3. Свидетельство Царя Давида о Божьем милосердии:
Когда Царь Давид нарушил повеление Бога о переписи и пересчитал народ Израилев, Господь Бог предоставил ему выбрать наказание за своё непослушание. И Давид, зная о милосердии Бога, посчитал, что лучше впасть в руки милосердного Бога, чем в руки жестокосердных людей. И он не ошибся: 2 Царств 24:11-18 «Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида: пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою. И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня. И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою…»
Давид также оставил свидетельство о милосердии Божьем в своих псалмах: Псалтирь 85:4-5 «Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». Псалтирь 114:5 «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш».
4. Свидетельство пророка Иеремии о Божьем милосердии:
Плач Иеремии 3:22 «…по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось».
5. Свидетельство пророка Даниила о Божьем милосердии:
Даниил 9:18 «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие».
6. Свидетельство истории Израильского народа о Божьем милосердии:
- Великое милосердие Божье проявилось в том, что Он избавил Израильский народ от Египетского рабства, и в течение сорока лет жизни в пустыне питал Свой народ и защищал от жары и холода (Книга Исход).
- Великое милосердие Божье неоднократно проявлялось в том, как Господь защищал Свой народ от врагов. Яркий пример – история, описанная в Книге Есфирь.
- Великое милосердие Божье проявилось и в том, как Господь оградил Свой народ от болезней и эпидемий Своим Законом, рассказав людям о правилах личной гигиены и общежития в жарком климате Палестины (Книга Левит).
- Израильский народ неоднократно нарушал свой завет с Богом, за что Господь наказывал Свой избранный народ, насылая на него болезни, мор и язычников, допуская пленение и убиение иудеев. Тем не менее, Господь всегда проявлял милость к тем, кто обращался от злых дел и возвращался в лоно Божье, о чём свидетельствует Псалом 102:8-11 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его».
Однако милосердие Божье не ограничивается одним лишь Ветхим Заветом. Новый Завет тоже свидетельствует о Божьем милосердии…
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ О МИЛОСЕРДИИ БОЖЬЕМ:
Божье милосердие достигло своего апофеоза (кульминации) в Новом Завете. Господь Бог, придя на землю в образе человека, Собственной жизнью явил пример любви и милосердия к Своему творению.
Кратко это служение Иисуса сформулировано в Евангелии от Матфея 9:35 «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».
1. Учение Иисуса Христа о Милосердии:
Новый Завет свидетельствует о том, что Иисус учил народ из милосердия: Марка 6:34 «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много».
Чему же их учил Иисус? Одним из учений, преподанным нам Иисусом Христом, является учение о милосердии, запечатлённое в Его притчах:
А. Притча о милосердном Самарянине: Лука 10:29-37. Данная притча рассказывает о человеческом жестокосердии и милосердии. О милосердии самарянина сказано следующее: Лука 10:33 «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился».
Б. Притча о блудном сыне: Лука 15:1-11. Данная притча иллюстрирует Божье милосердие, проводя параллель между нашим Небесным Отцом и отцом блудного сына, о милосердии которого сказано следующее: Лука 15:20 «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его».
В. Притча о немилостивом рабе: Матфея 18:23-35. Данная притча является иллюстрацией того, как Господь Бог поступит с теми, кто, получив милость и прощение от Бога, не захотел проявить милость по отношению к ближнему. Об этом в притче сказано так: стих 35 «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
2. Служение милосердия, которое совершил Иисус Христос:
Господь Иисус Христос не только учил о милосердии, но и показывал личный пример милосердия по отношению к ближнему. Посему служение Иисуса Христа можно назвать служением милосердия:
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ О МИЛОСЕРДИИ БОЖЬЕМ:
Божье милосердие достигло своего апофеоза (кульминации) в Новом Завете. Господь Бог, придя на землю в образе человека, Собственной жизнью явил пример любви и милосердия к Своему творению.
Кратко это служение Иисуса сформулировано в Евангелии от Матфея 9:35 «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».
1. Учение Иисуса Христа о Милосердии:
Новый Завет свидетельствует о том, что Иисус учил народ из милосердия: Марка 6:34 «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много».
Чему же их учил Иисус? Одним из учений, преподанным нам Иисусом Христом, является учение о милосердии, запечатлённое в Его притчах:
А. Притча о милосердном Самарянине: Лука 10:29-37. Данная притча рассказывает о человеческом жестокосердии и милосердии. О милосердии самарянина сказано следующее: Лука 10:33 «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился».
Б. Притча о блудном сыне: Лука 15:1-11. Данная притча иллюстрирует Божье милосердие, проводя параллель между нашим Небесным Отцом и отцом блудного сына, о милосердии которого сказано следующее: Лука 15:20 «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его».
В. Притча о немилостивом рабе: Матфея 18:23-35. Данная притча является иллюстрацией того, как Господь Бог поступит с теми, кто, получив милость и прощение от Бога, не захотел проявить милость по отношению к ближнему. Об этом в притче сказано так: стих 35 «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
2. Служение милосердия, которое совершил Иисус Христос:
Господь Иисус Христос не только учил о милосердии, но и показывал личный пример милосердия по отношению к ближнему. Посему служение Иисуса Христа можно назвать служением милосердия:
- Из милосердия Иисус исцелял больных: Матфея 14:14 «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их».
- Из милосердия Иисус давал зрение слепым: Матфея 20:29-34 «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? – Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним».
- Из милосердия Иисус очищал прокажённых: Марк 1:40-42 «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист».
- Из милосердия Иисус исцелял одержимых: Марка 9:20-27 «И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».
- Из милосердия Иисус воскрешал умерших: Лука 7:12-15 «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его».
- Из милосердия Иисус накормил 4000 (плюс женщины и дети): Матфея 15:32-38 «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей».
3. Кульминация милосердия Божия:
Не только жизнь Иисуса Христа, но и Его смерть является примером Божьего милосердия по отношению к человеку. Своей смертью на кресте за грехи всего мира Бог проявил совершенное милосердие к погибающему человечеству: Иоанна 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Не только жизнь Иисуса Христа, но и Его смерть является примером Божьего милосердия по отношению к человеку. Своей смертью на кресте за грехи всего мира Бог проявил совершенное милосердие к погибающему человечеству: Иоанна 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
1 Иоанна 4:10 «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».
III. БИБЛИЯ О МИЛОСЕРДИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
О греховной природе человека в Библии говорится однозначно, «что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Грех сделал человека жестоким, равнодушным и неспособным к милосердию. Вот что об этом говорится в Ветхом Завете: Осия 4:1 «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле». Михей 7:2 «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть».
И тем не менее Господь призывает нас быть милосердными: Михей 6:8 «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
Каким же образом поражённый грехом человек может стать милосердным? Ответ не так уж и сложен. Поскольку Господь Бог является Отцом милосердия (2Коринфянам 1:3), то Он же и является источником милосердия. А человеческое милосердие зиждется на милосердии Божьем.
1. Божье милосердие является основанием для нашего милосердия:
III. БИБЛИЯ О МИЛОСЕРДИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
О греховной природе человека в Библии говорится однозначно, «что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Грех сделал человека жестоким, равнодушным и неспособным к милосердию. Вот что об этом говорится в Ветхом Завете: Осия 4:1 «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле». Михей 7:2 «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть».
И тем не менее Господь призывает нас быть милосердными: Михей 6:8 «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
Каким же образом поражённый грехом человек может стать милосердным? Ответ не так уж и сложен. Поскольку Господь Бог является Отцом милосердия (2Коринфянам 1:3), то Он же и является источником милосердия. А человеческое милосердие зиждется на милосердии Божьем.
1. Божье милосердие является основанием для нашего милосердия:
- Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
- Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
- Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
Милосердие – это качество характера Бога. Человек же сам по себе не обладает этой добродетелью и не в состоянии проявлять это качество в своём поведении. Но это становится возможным, если Дух Божий живёт в человеке. Но чтобы это произошло, каждому из нас необходимо родиться свыше.
Из всего вышеперечисленного следует вывод, что милосердие в человеке является свидетельством его тесных взаимоотношений с Богом, без которых он не в состоянии проявлять милосердие и любовь к ближнему.
2. Слово Божье призывает нас родиться свыше
Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас…
А. Во-первых, родиться свыше: Иоанна 3:3, 5-8 «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».
Б. Во-вторых, ежедневно преображаться обновлением своего ума: Римлянам 12:2 «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».
В. В-третьих, необходимо помнить, что и рождение свыше, и преображение ума возможно только под воздействием Божьего Слова: 2 Тимофею 3:16-17 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». 1 Петра 1:22-23 «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек».
3. Слово Божье призывает нас быть милосердными:
1 Петра 3:8-9 «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».
А. Что значит «быть милосердным»:
В понятие милосердия с одной стороны входит умение проявлять жалость, сострадание, сочувствие к ближнему в его нуждах и проблемах. А с другой стороны – умение и желание прощать обидчика.
— Неслучайно, Господь с одной стороны призывает нас любить ближнего и быть чутким к его проблемам: 1 Иоанна 3:16-18 «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
— А с другой стороны – находить в себе силы, чтобы прощать своих обидчиков. Вот лишь несколько отрывков из учения Иисуса Христа на эту тему: Матфея 6:15 «…а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Матфея 18:35 «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Некоторые считают, что прощение нужно заслужить или заработать. Но это не так. Прощение всегда даётся даром, а если прощение нужно заслуживать, то это уже не прощение. Ни один из нас никогда бы не смог заслужить прощение Бога. Поэтому Господь Бог дарует Своё прощение безвозмездно. Аналогичным образом, милосердие заслужить невозможно, его можно дать и получить только даром.
Кто-то очень хорошо сформулировал смысл милосердия, сказав, что истинное милосердие – это распространение на других той благодати, которую мы получаем от Бога.
Б. ПАМЯТКИ: Что необходимо помнить о милосердии:
Призыв быть милосердными основывается, во-первых, на примере милосердия нашего Небесного Отца. Будучи Его чадами, мы должны поступать по примеру Отца: Лука 6:36 «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш Милосерд».
Во-вторых, наше милосердие к ближнему должно быть ответной реакцией на милосердие Бога, проявленное по отношению к нам: Колоссянам 3:12-13 «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, бла-гость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».
В-третьих, Господь не оставит без награды тех, кто милостив к ближнему: Матфея 5:7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Притчи 11:17 «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою». Притчи 14:21 «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен». Притчи 16:6 «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла». Притчи 22:9 «Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего».
Одновременно с этим Господь не оставит без наказания тех, кто в ответ на Божью милость отказывается проявлять милосердие к ближнему: Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».
Ещё одним свидетельством этой истины является отрывок из Евангелия от Матфея 25:31-46 «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (стих 41) Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники – в жизнь Вечную».
Из всего вышеперечисленного следует вывод, что милосердие в человеке является свидетельством его тесных взаимоотношений с Богом, без которых он не в состоянии проявлять милосердие и любовь к ближнему.
2. Слово Божье призывает нас родиться свыше
Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас…
А. Во-первых, родиться свыше: Иоанна 3:3, 5-8 «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».
Б. Во-вторых, ежедневно преображаться обновлением своего ума: Римлянам 12:2 «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».
В. В-третьих, необходимо помнить, что и рождение свыше, и преображение ума возможно только под воздействием Божьего Слова: 2 Тимофею 3:16-17 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». 1 Петра 1:22-23 «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек».
3. Слово Божье призывает нас быть милосердными:
1 Петра 3:8-9 «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».
А. Что значит «быть милосердным»:
В понятие милосердия с одной стороны входит умение проявлять жалость, сострадание, сочувствие к ближнему в его нуждах и проблемах. А с другой стороны – умение и желание прощать обидчика.
— Неслучайно, Господь с одной стороны призывает нас любить ближнего и быть чутким к его проблемам: 1 Иоанна 3:16-18 «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
— А с другой стороны – находить в себе силы, чтобы прощать своих обидчиков. Вот лишь несколько отрывков из учения Иисуса Христа на эту тему: Матфея 6:15 «…а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Матфея 18:35 «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Некоторые считают, что прощение нужно заслужить или заработать. Но это не так. Прощение всегда даётся даром, а если прощение нужно заслуживать, то это уже не прощение. Ни один из нас никогда бы не смог заслужить прощение Бога. Поэтому Господь Бог дарует Своё прощение безвозмездно. Аналогичным образом, милосердие заслужить невозможно, его можно дать и получить только даром.
Кто-то очень хорошо сформулировал смысл милосердия, сказав, что истинное милосердие – это распространение на других той благодати, которую мы получаем от Бога.
Б. ПАМЯТКИ: Что необходимо помнить о милосердии:
Призыв быть милосердными основывается, во-первых, на примере милосердия нашего Небесного Отца. Будучи Его чадами, мы должны поступать по примеру Отца: Лука 6:36 «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш Милосерд».
Во-вторых, наше милосердие к ближнему должно быть ответной реакцией на милосердие Бога, проявленное по отношению к нам: Колоссянам 3:12-13 «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, бла-гость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».
В-третьих, Господь не оставит без награды тех, кто милостив к ближнему: Матфея 5:7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Притчи 11:17 «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою». Притчи 14:21 «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен». Притчи 16:6 «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла». Притчи 22:9 «Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего».
Одновременно с этим Господь не оставит без наказания тех, кто в ответ на Божью милость отказывается проявлять милосердие к ближнему: Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».
Ещё одним свидетельством этой истины является отрывок из Евангелия от Матфея 25:31-46 «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (стих 41) Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники – в жизнь Вечную».
Посему давайте будем милосердными, как милосерден Отец наш Небесный, чтобы нам не было мучительно стыдно перед Ним на суде за то, что мы не проявили милосердие к ближнему, когда он в этом нуждался!