Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Благословения и проклятия
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Благословения и проклятия

 





   I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ
   Часто "проклятие" является понятием, по значению противоположным "благословению". Примером может служить Второзаконие 11:29 "Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал".

   Произнесённое проклятие подразумевало более, нежели просто пожелание чего-то плохого в жизни человека. Что-то ужасное должно было случиться с человеком, по отношению к которому было высказано проклятие. В то же самое время, произнесённое благословение расценивалось не просто как пожелание счастья и благополучия в жизни. Оно подразумевало действительное благословение человека и провозглашения счастья и благополучия в его жизни.

   Люди всегда знали, что благословения и проклятия приходят свыше. Поэтому, произнося свои благословения или проклятия, люди как бы призывали Бога (а зачастую просто обращались к духовному миру, к чему-то сверхъестественному), способному либо принести благословение, либо навести проклятие на того или иного человека. Отсюда и пошла весьма распространённая практика ворожбы и гадания, порчи, сглаза и различного рода заклинаний.

   Если взглянуть на эти два слова, то несложно заметить, что слово "благословение" состоит из двух слов: "благо" + "слово". Таким образом, термин "благословение" дословно означает "доброе, хорошее слово". Так как слова "благословение" и "проклятие" являются диаметрально противоположными понятиями, то логичным будет сделать следующее заключение: слово "проклятие" означает "плохие, нехорошие, недобрые слова и пожелания" в адрес человека или Бога. Постарайтесь держать это в голове, поскольку к этому мы вернемся ещё раз.

   КУЛЬТУРА И ОБЫЧАИ:

   Люди испокон веков проклинали и благословляли друг друга.

Это касается не только еврейского народа, но также и язычников.

   Библейские примеры: Исаак проклял всех, кто проклянёт Иакова (Бытие 27:29), Валак нанял Валаама проклясть Израиль - история про ослицу Валаама (Числа 22-24), Голиаф проклинал Давида своими богами (1 Царств 17:43).

   Существовал также и такой обычай: в преклонном возрасте или перед смертью отец благословлял своих детей. При этом старший сын получал самое большое благословение. Подобное благословение, как правило, являлось не просто пожеланием (как мы сейчас подписываем открытки с праздником), а это благословение являлось определяющим фактором всей жизни детей. Как отец благословит, так оно и было.

   Библейские примеры: Благословение и проклятие Ноем своих сынов и внуков (Бытие 9:25-27), благословение Исааком своих сыновей (Бытие 27) и т.д.


   II. ПРОКЛЯТИЕ

   1. Кто кого имел право проклинать?
   A. Отец - детей:

Библейские примеры: Ной и его благословение и проклятие (Бытие 9:25-27).

   Б. Праведник - неправедных и нечестивых:
Библейские примеры:
Бытие 9:25 ...Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
Бытие 49:7 ...Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо - свирепа.
Второзаконие 7:15 ...Отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя.
Иисус Навин 6:25 В то время Иисус Навин поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его.

Подобное проклятие не является выражением личного гнева, злобы и мщения. Это своеобразное предсказание.

   B. Бог - грех и того, кто является его орудием
Библейские примеры:
  Бог проклял Змея (Бытие 3:14-15 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. )
  Бог проклял Еву (Бытие 3:16 Жене [Бог] сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. )
  Бог проклял Адама (Бытие 3:17-19 Адаму же [Бог] сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься)
  Бог проклял землю за грех Адама и Евы (Бытие 3:17-19 Адаму же [Бог] сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя... )
  Бог проклинает противящихся Ему и Его заповедям: Второзаконие 27:15-26 Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!.. Проклят злословящий отца своего или матерь свою!.. Проклят нарушающий межи ближнего своего!.. Проклят, кто слепого сбивает с пути!.. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!.. Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего!.. Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом!.. Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей!.. Проклят, кто ляжет с тещею своею!.. Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!.. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!.. Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!"

   2. Цель и предназначение проклятий:
Практический контекст проклятий был моральным. Существовал такой негласный моральный закон, при котором ПРОКЛЯТИЕ было наказанием за непослушание, а БЛАГОСЛОВЕНИЕ - поощрением за послушание.

   3. Исполнение проклятия:
   A. Проклятия, как правило, сбываются. Примеров тому много и в жизни, и в Библии.
   Б. Незаслуженные проклятия не сбываются.
Притчи 26:2 Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

   4. Запрещение проклинать.
   A. В соответствии с Ветхозаветным Законом
, запрещалось проклинать и злословить (а проклятие и есть злословие - об этом говорилось в самом начале):
  Родителей (Исход 21:17)
  Своего правителя (Исход 22:28)
  Глухого человека (Левит 19:14)
  БОГА (Проклятие = злословие = хула на Бога) - Левит 24:11-15

   Б. Новый Завет о проклятии.
  Повеление Иисуса о проклинающих: Лука 6:28
  Слова апостола Павла о проклинающих: Римлянам 12:14
  На ком лежит проклятие: 1 Коринфянам 16:22 (на не любящих Господа)
  Кто находится под проклятием: Галатам 3:10 (проклятие Закона). Иисус освободил нас от этого проклятия: Галатам 3:13


   III. СИЛА СЛОВА.
   1. Сила Божьего слова
: оно неизменно; всегда исполняется.
Исаия 55:10-11 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, -- так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, --оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

   2. Сила человеческого слова.
Божье Слово имеет в самом себе силу исполниться. Человек создан по образу и подобию Бога, и человеческое слово тоже обладает определённой силой. Поэтому благословения и проклятия и исполняются. Человек не может их отменить.

   Когда Исаак по незнанию, по ошибке благословил Иакова вместо Исава, то он уже не мог отменить своего благословения, и оно стало частью всемирной истории:

Бытие 27:18-41 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
   И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.
   [Исаак] сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. [Иаков] подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя--прокляты; благословляющие тебя--благословенны!
   Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
   И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
   Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения? Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой? Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
   И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова.



   IV. А КАК НАСЧЁТ НАС?

   Каждому человеку хочется быть счастливым. Наверное, поэтому люди не протестуют против молитв за охрану их жизни, за их здоровье и благополучие. Таким же образом они не противятся словам благословения в свой адрес. Что же касается проклятий, часто люди задаются вопросом: "А какое отношение Божьи проклятия имеют лично ко мне?"

   Дорогой читатель, если тебя тоже волнует этот вопрос, то ответ состоит в следующем: Бог предоставил нам выбор. Что мы изберём - Его благословение или Его проклятие - зависит только от нас. В соответствие со Словом Божьим, выбрать благословение значит выбрать жизнь, а выбрать проклятие значит выбрать смерть.

Второзаконие 30:19-20 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...»
 
Нравится