Взятки и Библейское отношение к ним
Наше сегодняшнее представление о взятках несколько отличается от того понятия взятки, которое даёт Господь Бог в Своём Слове. Именно этим и объясняются разногласия в отношении к взяткам и взяточничеству в наши дни.
I. ЧТО В БИБЛИИ НАЗЫВАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ?
Ветхозаветные существительные «kopher» (взятка, выкуп) и «shachad» (взятка, подарок, вознаграждение, плата) переводятся в нашей Библии словами: взятка, мзда (мздоимство), дар или дар в пазуху, подарок или подарок тайный, подкуп и продажность.
Библейское определение «взятка» имеет два аспекта, которые описываются ниже:
1. Во-первых, в Библейском понимании взяткой является подкуп судьи (суда) с целью извратить истину и правосудие: Притчи 17:23 «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия».
Виды взяток-подкупов с целью извратить правосудие
- Дар, подарок, принесённый судье в качестве выкупа с целью избежать заслуженного наказания.
- Дар, подарок, принесённый судье с целью подтолкнуть или заставить его засудить невиновного.
- Дар, подарок судье с целью подкупить его, чтобы он закрыл свои глаза на его дело и судил в пользу подателя взятки.
Вот что о взяточничестве говорится в Слове Божьем:
Исаия 1:23 «Князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».
Исаия 5:22-23 «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»
Михей 3:11 «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!».
Михей 7:3 «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело».
Исаия 1:23 «Князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».
Исаия 5:22-23 «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»
Михей 3:11 «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!».
Михей 7:3 «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело».
2. Во-вторых, в Библейском понимании взяткой также является подкуп человека с целью подтолкнуть его ко греху: Иезекииль 16:33 «Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою».
Кто-то скажет: «Это всё общие слова. Нельзя ли привести примеры поконкретнее?» Разумеется, в Библии есть и более конкретные примеры того, как люди давали, брали или вымогали взятки:
Сыновья пророка Самуила брали взятки и неправедно судили: 1 Царств 8:1-3 «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно».
Правитель Феликс надеялся, что апостол Павел даст ему взятку: Деяния 24:26 «Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним».
Волхв Симон предлагал апостолам взятку за дар Святого Духа: Деяния 8:18-20 «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги».
Иуда Искариот предал Иисуса Христа за взятку, размером в 30 серебряников.
II. ГОСПОДЬ – НЕПОДКУПНЫЙ СУДЬЯ.
1. Господа подкупить невозможно, так как Он взяток не берёт:
Второзаконие 10:17 «…ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров».
2 Паралипоменон 19:7 «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства».
Притчи 6:35 «[Господь] не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров».
2. Господу нужны не взятки, а наши жертвы:
Господь взяток не берёт. Он принимает жертвы сокрушённых духом.
Псалом 4:6 «Приносите жертвы правды [праведности] и уповайте на Господа».
Римлянам 12:1 «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего».
3. Отношение Бога ко взяточникам:
- Господь называет взяточничество преступлением: Амос 5:12 «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных». Амос 2:6 «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий». Господь говорит, что пощады за такое преступление не будет. Такое заявление Господа свидетельствует, насколько сильно Он ненавидит несправедливость.
- Господь проклинает человека, который за взятки извращает правосудие: Второзаконие 27:25 «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!»
-
Господь наказывает взяточников, извращающих правосудие: Иов 15:34 «Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства». Псалом 25:9-10 «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства».
Интересно сравнение, которое используется в этом стихе: взяточники сравниваются с грешниками и кровожадными злодеями. Это не просто сравнение, это определение того, кем взяточники на самом деле являются – нечестивыми: Притчи 17:23 «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия». -
Господь не допустит в Своё жилище (в Царство небесное) тех, кто извращает истину и правосудие: Псалом 14:5 «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек».
Исаия 33:15-16 «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет».
Как видите, Закон Божий запрещает брать и давать взятки с целью извратить справедливость и правосудие. Господу противен и берущий и дающий взятки с такой низкой целью.
III. ВЗЯТКИ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
1. Что в нашем мире считается взяткой?
В нашем мире взяткой называется любой подарок должностному лицу. Если сравнить это определение с Библейским определением термина «взятка», то мы увидим, что не всякая взятка является подкупом с целью извратить истину и правосудие.
Сегодня очень часто чиновники вымогают взятки не для того, чтобы извратить истину, а для того, чтобы сделать работу, которую они и так должны делать по долгу своей службы. Иными словами, люди дают взятку служащим для того, чтобы они быстрее и качественнее сделали свою работу. На наш взгляд, такая взятка должна расцениваться не как взятка в библейском понимании, а как дар, подарок, чаевые и т.п.
Однако, мы против того, чтобы христиане брали взятки любого рода:
- Если христианин берёт взятку-подкуп с целью извратить истину и правосудие, то он – не христианин, а по определению Библии, «нечестивый, грешник и кровожадный злодей».
- Если христианин берёт взятку-подарок чтобы быстрее и лучше сделать работу, которую он обязан выполнить по долгу службы, то он – лицемер. Ибо Господь Бог заповедал нам в Своём слове следующее: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Колоссянам 3:23-25).
2. Давать взятки или не давать?
Что же касается вопроса о том, можно ли давать взятки, то сразу скажем, что давать взятку-подкуп с целью извратить истину и правосудие – это преступление: Во-первых, потому что такой человек не просто даёт взятку, а подталкивает взяточника ко греху против Бога и человека. Во-вторых, такой человек становится соучастником этого греха. И, в-третьих, такой человек подпадает под то же проклятие, что и взяточник во Второзаконии 27:25.
Господь не хочет, чтобы мы имели что-то общее с неправдой, несправедливостью Исход 23:7 «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника».
Что касается взятки-подарка, дара, чаевых, благодарности, поощрения и т.п., то, в принципе, давать такого рода взятку – не является преступлением. Однако необходимо помнить о возможных последствиях подобных даров:
А. Позитивная сторона взяточничества:
Позитивная сторона дачи взяток заключается в том, что подарок смягчает сердце получающего его человека и располагает его к подателю дара:
Притчи 21:14 «Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху – сильную ярость».
Притчи 17:8 «Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет».
Б. Негативная сторона взяточничества:
Негативная сторона получения взяток заключается в том, что, во-первых, подарки портят сердце человека и зрячих делают слепыми. А во-вторых, дары «извращают дело правых»: Исход 23:8 «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и извращают дело правых». Второзаконие 16:19 «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и извращают дело правых». Екклесиаст 7:7 «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце».
Поэтому-то Господь предупреждает нас в Своём слове, чтобы мы не брали взяток: Исход 23:8 «Даров не принимай…» и Второзаконие 16:19 «…не бери даров».
А пример апостола Павла (Деяния 24:26), от которого правитель Феликс ждал и так и не дождался взятки, должен вдохновить каждого из христиан предлагать взяточникам не денежный дар, а дар вечной жизни через веру в Господа Иисуса Христа и Его святую жертву на кресте.