Женщина глазами Бога
I. ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ О ЖЕНЩИНЕ:
Ветхий Завет о женщине:
1. Бог сотворил женщину и мужчину (Бытие 1:27 "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их"; Бытие 5:1-2 "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их")
2. Женщина, как и мужчина сотворена по образу и подобию Божию (Бытие 1:27 "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их").
3. Женщине, как и мужчине, Бог дал власть над всеми животными (Бытие 1:28 "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле").
4. Женщина была сотворена после мужчины, из его ребра (Бытие 2:21-24 "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть").
5. Основное предназначение женщины - быть помощницей мужчины: (Бытие 2:18,20 "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему").
6. Мужчина не может быть полноценным без женщины. Точно так же, как и она без него. (Бытие 2:24 "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть").
7. Быть помощницей не значит, быть ниже или хуже мужчины. То же самое еврейское слово "помощник" описывает взаимоотношения между Богом и Израилем (Псалом 32:20 "Душа наша уповает на Господа: Он - помощь наша и защита наша"; Псалом 69:6 "Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли").
8. Уважение к родителям: (Исход 20:12 "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле").
9. В ветхозаветной культуре женщина почти приравнивается к вещи или к собственности. Одна из иудейских молитв звучит так: "Господь, благодарю тебя, что я не женщина! " Частично это связано с той ролью, которую сыграла женщина во время грехопадения.
Новый Завет о женщине:
Иисус, придя на землю, продемонстрировал "лучший путь" - путь любви. Он позволил женщинам сопровождать Себя и Своих учеников во время путешествий (Лука 8:1-3 "После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим").
Он разговаривал с Самарянкой у колодца Иакова, в результате чего она покаялась и обратилась от своих грешных путей (Иоанна 4). Иисус не прогнал Марию (сестру Марфы), которая присела у Его ног вместе с остальными учениками, чтобы послушать Его учение. Наоборот, Он посоветовал Марфе сделать то же самое:
Лука 10:38-42 "В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё".
Не смотря на то, что Иудеи отделяли женщинам специальные места для их поклонения в храме и синагогах, новозаветная церковь не разделяла верующих на основании их пола. Они восхваляли Господа вместе (Деяния 12:1-17; 1Коринфянам 11:2-16).
Апостол Павел писал: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Галатам 3:28).
Однако, в своих посланиях апостол Павел предупреждает церкви, что власть женщины в руководстве церковью должна быть ограничена. Женщина должна соблюдать молчание и покоряться решениям мужчин, стоящим во главе церкви:
1 Коринфянам 14:34-36 "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? "
1 Тимофею 2:11-14 "Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление".
Каким образом можно примирить между собой эти два на первый взгляд противоречивых факта? Очень просто. В послании Галатам апостол Павел проповедует о том, что мужчина и женщина являются равными перед Богом, точно также, как и раб со своим господином равны в глазах Бога. Однако Павел не призывал господ выпускать своих рабов на свободу, или рабов свергнуть власть господ. Точно также Павел напоминает о том, что жена должна покориться мужу во исполнение церковной дисциплины и порядка, а также для свидетельства окружающим.
Кроме того, не следует забывать, что хотя ветхозаветная культура собой напоминала патриархат, однако Библия повествует о великих женщинах, которые повлияли на исход битвы (Девора - Судьи 4-5; 9:54; Есфирь - Есфирь 4:16).
Также Бог открывал Свою волю израильскому народу через женщин-пророков (Девора - Судьи 4:4; Анна - Лука 2:36; четыре дочери девицы, пророчествующие - Деяния 21:9). Господь использовал Прискиллу и ее мужа Акиллу, чтобы "точнее объяснить путь Господень" проповеднику Аполлосу (Деяния 18:26).
Среди героев веры, перечисленных в 11-й главе послания Евреям, упомянуты Сара (жена Авраама) - стих 11, мать Моисея - стих 23 и блудница Рахав - стих 31. А в книге пророка Иоиля 2:28 сказано "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения".
II. ЖЕНЩИНА ГЛАЗАМИ БОГА
1. Внешность женщины:
1 Петра 3:3-4 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
1 Тимофею 2:9 ...чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
2. Предназначение женщины: Помощница мужу (Бытие 2:18-20) 1 Коринфянам 11:8-9 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
3. Характер женщины:
А. Повиновение мужу.
1 Петра 3:1-6 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Ефесянам 5:22-24 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Ефесянам 5:33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (почитает) своего мужа.
1 Коринфянам 11:3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.
Б. Притчи о жене:
Притчи 11:16 Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство.
Притчи 11:22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная.
Притчи 12:4 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его.
Притчи 14:1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Притчи 18:22 Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.
Притчи 19:13 Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.
Притчи 19:14 Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.
Притчи 27:15-16 Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны: кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.
Библейскй пример добродетельной жены:
Притчи 31:10-31 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!