Крещение Господне
ВВЕДЕНИЕ: ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ КРЕЩЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА В ЕВАНГЕЛИЯХ:
- Евангелие от Матфея 3:13-17 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
- Евангелие от Марка 1:9-11 «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
- Евангелие от Луки 3:21-22 «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
- Евангелие от Иоанна 1:29-34 «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
I. ЦЕЛЬ ИОАННОВА КРЕЩЕНИЯ:
1. Проповедать о приближении Царства Небесного:
Матфея 3:1-2 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Вопрос: Каким же образом приблизилось Царство Небесное? Ответ: Царство Небесное приблизилось в лице Иисуса Христа – Бога и Царя всей вселенной.
Иоанн Креститель назван в Библии предтечей Господа. «Предтеча» – греческое слово «prodromos», которым называли скорохода, бежавшего впереди колесницы царя или знатного вельможи, чтобы возвещать о его приближении и освобождать (расчищать) ему путь.
Итак, миссия Иоанна Крестителя, во-первых, заключалась в возвещении приближения Господа и Его Царства.
2. Призвать людей к покаянию:
Миссия Иоанна Крестителя, как предтечи Господа, заключалась не только в том, чтобы объявить приход Христа в мир, но и в том, чтобы приготовить сердца людей к приходу Господа и его Царства.
Об Иоанне Крестителе и о его миссии свидетельствовало также пророчество Исаии: Лука 3:4-6 «…как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие». То же самое сказано в книге пророка Исаии 40:3-5.
Этот отрывок свидетельствует не только об Иоанне Крестителе и о его миссии приготовить людей к приходу Небесного Царства, но также о пути или способе приготовления сердца к приходу Господа. Спасение Божье может узреть только тот, кто признал себя грешным и, исповедал Богу свои грехи и отказ от своей прежней греховной жизни.
Именно поэтому Иоанново крещение водой, неразрывно связанное с проповедью покаяния, предполагало осознание крещаемым своей греховности и исповедание своих грехов: Марка 1:4-5 «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои»; Матфея 3:6 «…и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои»; Луки 3:3 «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Лука 3:8а «Сотворите же достойные плоды покаяния».
3. Явить Христа Израилю:
Иоанн Креститель прекрасно знал и осознавал, что он – предтеча Мессии. Вот что Иоанн сказал о Христе: Матфея 3:11 «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».
Однако миссией Иоанна Крестителя было не только возвещение о приходе Христа в мир и призыв людей подготовить свои сердца к Его приходу. Третьей целью Иоаннова крещения было явить Христа Израилю. Вот как об этом свидетельствует сам Иоанн Креститель: Иоанна 1:31, 33-34 «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю… Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
II. О ПРООБРАЗАХ ИОАННОВА КРЕЩЕНИЯ:
Крещение в воде, крещение покаяния, осуществляемое Иоанном Крестителем – предтечею Христа, было, несомненно, взаимосвязано с ветхозаветными омовениями, символизировавшими частичное очищение (Исход 19:10 «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои»; Левит 8:6 «И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою»; Левит 14:8 «Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист») и в пророческих предсказаниях являвшимися символом очищения от грехов: Исаия 1:16 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло»; Иезекииль 36:25 «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас»; Захария 13:1 «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты».
Наряду с этими ветхозаветными образцами сродни Иоаннову крещению также было крещение прозелитов, предположительно появившееся в I-м веке Р.Х. Это крещение, наряду с обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось внешним признаком их обращения в иудаизм.
III. ЗАЧЕМ ИИСУСУ БЫЛО ПРИНИМАТЬ КРЕЩЕНИЕ?
Людям с тех пор, как они начали размышлять над евангельским повествованием, было трудно понять историю крещения Иисуса. В Иоанновом крещении был заложен призыв к покаянию; он предлагал людям путь к прощению грехов. Но, если Иисус – Бог во плоти (1 Тимофею 3:16), то Он не нуждался ни в покаянии, ни в прощении грехов. Крещение Иоанна было предназначено для грешников, осознавших свой грех, а не для безгрешного Бога, пришедшего в наш мир для спасения его от грехов… Зачем же Иисусу Христу нужно было принимать водное крещение – крещение покаяния?
Контекст Иоаннова крещения:
Иудеям было известно крещение, но лишь для прозелитов, переходивших в иудаизм из какой-нибудь другой веры. Казалось совершенно естественным, что запятнанный грехами и развращенный прозелит должен быть крещен в Иудейскую веру во очищение своих прежних языческих грехов. Но ни один иудей никогда и предположить не мог, что ему – представителю избранного Богом народа, сыну и потомку Авраама, которому было обеспечено Богом спасение, когда-нибудь нужно будет креститься, как прозелитам. Крещение было для грешников, но ни один иудей никогда не мог подумать о себе как о грешнике, которому закрыт доступ к Богу и спасению. И вот теперь, впервые за всю историю своего народа, иудеи столкнулись с проповедью Иоанна Крестителя о покаянии, обращённой к ним, и начали осознавать свою собственную греховность и потребность в прощении грехов – потребность в Боге. И это был момент, когда на исторической арене должен был появиться Иисус Христос.
Причины, по которым Иисус Христос принял Иоанново крещение
1. Иисус крестился в воде во свидетельство Иоанну Крестителю
Рассматривая цели Иоаннова Крещения, мы выяснили, что одной из его целей было явление Христа Израилю. Но прежде чем явить Христа Израилю, Иоанн Креститель должен был сам убедиться в том, что Иисус и есть Христос. Давайте внимательно рассмотрим следующий отрывок: Иоанна 1:31, 33-34 «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю… Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
А. Кого не знал Иоанн Креститель?
Иоанн дважды в этом отрывке повторяет фразу: «Я не знал Его». Кого не знал Иоанн? Иисуса? Как же он не знал Иисуса, когда Иисус был его родственником? Напомним, что Мария (мать Иисуса) и Елисавета (мать Иоанна Крестителя) были родственницами. Вот слова Ангела, обращённые к Марии о Елисавете: Лука 1:36 «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц».
Итак, мы можем точно заключить из всего этого, что Иоанн был знаком с Иисусом. О ком же тогда Иоанн Креститель сказал «Я не знал Его»? Ответ очевиден. Иоанн говорил о Мессии – Христе. Он прекрасно знал Иисуса, но он не знал, кто есть Мессия… то есть он даже не подозревал, что Иисус может оказаться долгожданным Мессией.
Б. Как Иоанн Креститель должен был узнать Мессию?
Исходя из изучаемого нами отрывка, Иоанн Креститель получил простые и ясные указания от Господа Бога касательно Мессии, которого Иоанн должен был явить Израилю: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».
Сразу же после крещения Иисуса Иоанн Креститель получил знамение, о котором предупреждал его Господь Бог: он увидел Духа Святого, сходящего на Иисуса в форме голубя: Марка 1:9-11 «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
2. Иисус крестился у Иоанна во свидетельство Израилю
А. Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе:
По словам Иоанна Крестителя, он должен был явить Христа Израилю: Иоанна 1:31 «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю…»
- До крещения Иисуса: Разговаривая с фарисеями, Иоанн Креститель сказал им: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Иоанна 1:26-27). Увидев Иисуса, пришедшего к нему креститься, Иоанн засвидетельствовал о Нём, что Он есть Агнец Божий: Иоанна 1:29 «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
- Во время крещения Иисуса: Во время крещения Иисуса Иоанн Креститель получил дополнительное знамение от Бога, подтверждающее, что Иисус есть Христос, после чего он провозглашает народу, что Иисус есть Сын Божий: Иоанна 1: 34 «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
- После крещения Иисуса: После крещения Иоанн Креститель свидетельствует не только окружающим, но даже своим собственным ученикам о том, что Иисус есть Агнец Божий – Мессия: Иоанна 1:35-36 «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий».
Б. Глас с неба:
Голос с неба, услышанный Иоанном, Иисусом и многими в момент крещения Иисуса Христа имеет чрезвычайно важное значение: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3:17, Марка 1:11, Лука 3:22).
Это предложение состоит из двух цитат:
Голос с неба, услышанный Иоанном, Иисусом и многими в момент крещения Иисуса Христа имеет чрезвычайно важное значение: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3:17, Марка 1:11, Лука 3:22).
Это предложение состоит из двух цитат:
- «Сей есть Сын Мой» – цитата из Псалма 2:7 «…возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Каждый иудей видел в этом псалме указание на Мессию, грядущего могущественного Царя.
- «В котором Мое благоволение» – цитата из Исаии 42:1 «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». Это описание страдающего за грехи мира Мессии, которое получает свое завершение в Исаия 53.
Таким образом, крещение Иисуса в Иордане было ни чем иным как актом явления Христа Израильскому народу и началом Его миссии на земле – миссии по спасению человечества от греха, смерти и Ада.
3. Иисус крестился в Иордане, чтобы «исполнить всякую правду»:
Когда Иисус пришёл креститься, Иоанн Духом узнал в Нём Мессию, о чём свидетельствует Евангелие от Матфея 3:14 «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
Обратите внимание на реакцию и поведение Иисуса: Матфея 3:15 «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его».
Как понять фразу «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»?
Во-первых, Иисус прекрасно знал о миссии Иоанна Крестителя явить Христа Израилю и о знамении, которое он должен был увидеть во время крещения Мессии. Если бы Иисус не принял крещения в Иордане, то Иоанн не увидел бы этого знамения и не смог бы до конца выполнить свою миссию.
Во-вторых, крещение Иисуса должно было стать началом Его миссии на земле. Как мы знаем, Иисус пришёл не нарушить закон или пророков, но исполнить (Матфея 5:17). По этой же причине, Иисус был обрезан в восьмой день; по этой же причине в 12 лет Он прошёл через обряд бармицвы. По этой же причине Он принял водное крещение: чтобы исполнить всякую правду.
В-третьих, своим крещением в Иордане Господь Иисус явил нам совершенный пример смирения и послушания Небесному Отцу: Филиппийцам 2:6-8 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Таким образом, Иисус добровольно смирился (спустился) до уровня грешника (подобно тому, как он добровольно сошёл на Землю и взял на Себя вину за наши грехи). Именно таким образом Ему надлежало "исполнить всякую правду". Через водное крещение Иисус отождествляется со Своим творением, за грехи которого Он вскоре принесёт себя в жертву на кресте.
Таким образом, Иисус добровольно смирился (спустился) до уровня грешника (подобно тому, как он добровольно сошёл на Землю и взял на Себя вину за наши грехи). Именно таким образом Ему надлежало "исполнить всякую правду". Через водное крещение Иисус отождествляется со Своим творением, за грехи которого Он вскоре принесёт себя в жертву на кресте.
В-четвёртых, Своими словами «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», Иисус напомнил Иоанну Крестителю, что крещение, которым он крестил, – было не от людей, а от Самого Бога, а воле Бога должны подчиняться все без исключения и споров о мнениях.