Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Милостыня
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Милостыня

 



   Греческое слово «eleemon» означает жалкий, вызывающий жалость и сострадание (от этого слова произошло русское слово «алименты»). Греческое слово «eleemosune» означает «благотворение» или «благотворительность».
   В Иврите слово «sedaqa» то есть «праведность» обычно является эквивалентом слова «милостыня». Взаимосвязь между этими понятиями мы проследим ниже.

   Слово «милостыня» как таковое отсутствует в книгах Ветхого Завета, и упоминается лишь в апокрифических книгах и книгах Нового Завета. Однако, как Ветхий, так и Новый Заветы содержат в себе учение о милостыне. В частности, очень подробно идея милостыни и милосердия описана в книге Иова 29:13-17 «Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное».

   Согласно современным толковым словарям, милостыня – это подаяние нищему; даяние денег, пищи или вещей нуждающемуся.


Ветхий Завет о милостыне


   I. ЗАКОН БОЖИЙ ПООЩРЯЛ ЛЮДЕЙ К ЩЕДРОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕИМУЩИМ:

   1. Закон Божий призывал имеющего достаток делиться с бедняками:
  Второзаконие 15:7-11 «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: 'приближается седьмой год, год прощения', и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».


   2. В Субботний год, в соответствии с Законом Божьим, бедняки имели право кормиться с полей богатых людей: Исход 23:10-11 «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею».


   3. Закон Божий запрещал при жатве дожинать до конца поля:
  Левит 23:22 «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш»; Второзаконие 24:19-22 «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие».


   4. В соответствии с Законом Божьим, десятина, скопленная за каждый третий год, предназначалась левиту, пришельцу, сироте и вдове.
  Второзаконие 14:28-29 «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать».


   5. В соответствии с Законом Божьим, все бедняки, рабы и наёмные работники должны были освобождаться в юбилейный год:
  Левит 25:39-43 «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего».


   6. Законом Божьим разрешалось входить в чужой сад и на поле ближнего своего, чтобы поесть от плодов земли: Второзаконие 23:24-25 «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего».
   Обратите внимание на то, что Законом запрещалось выносить плоды с поля и из виноградника, но есть в поле и в саду разрешалось.


   7. Закон Божий запрещал давать в долг бедняку под проценты:
  Исход 22:25-27 «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд»;
  Левит 25:35-37 «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли».


   II. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПРАВЕДНОСТЬЮ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

   Как было сказано выше, в Иврите слово «праведность» обычно является эквивалентом слова «милостыня» или «милосердие». Зная перечисленные Ветхозаветные законы в отношении бедняков, можно понять и проследить взаимосвязь между идеей праведности и милосердия: Второзаконие 24:10-13 «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, – и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим».
   Прямое значение слова «sedaqa» – «праведность», «дела праведные» или «справедливость» чаще всего переводится как «благотворительность» или «любовь». И действительно, благие дела – благотворительность по отношению к бедняку, сироте, пришельцу или вдове являются проявлением любви к ближнему. А любовь есть – исполнение Закона, как сказано в Римлянах 10:13 «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».


   III. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬЮ.

   Благотворительность, в соответствии с учением Ветхого Завета, является добродетелью – то есть чертой характера и стилем жизни, которые угодны Господу, и за которые Господь вознаграждает:
  Иезекииль 18:5-9 «Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог».
  Притчи 19:17 «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».
   Нежелание проявлять благотворительность и оказывать милость бедняку в Ветхозаветные времена считалась грехом: Притчи 14:21 «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен».

   Благотворительность и милосердие к бедным в Ветхозаветные времена ассоциировалось с искуплением грехов, а также являлось шагом примирения с Господом и способом избежать зла и проклятия: Даниил 4:24 «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой». Со временем даже развилась теория, что благотворительность обладает силой прощения грехов. Однако, это небиблейская теория. Потому что Библия учит нас, что человек спасается верою по благодати Божьей, а не делами: Ефесянам 2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».


   IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЖЕРТВОВАНИЙ МЕЖДУ НЕИМУЩИМИ:

   Позднее, в связи с пленением и рассеянием евреев, обнищание в среде народа Божия усилилось и приобрело широкий размах. Поэтому в Израиле были введены дополнительные меры борьбы с обнищанием. Были установлены два сбора милостыни для обедневших:
1. Ежедневный сбор продуктов питания (Еврейское название «tamhu», то есть «милостыня для тарелки»). Эта милостыня раздавалась неимущим каждое утро.
2. Еженедельный сбор денежных пожертвований (Еврейское название «quppa», то есть «пожертвования в ящик»). Эта милостыня раздавалась нуждающимся раз в неделю.
   Кроме того, в Храме Божьем находилась комната, в которой складывались пожертвования, собранные для семей, которые не хотели или не могли брать милостыню всенародно.


Новый Завет о милостыне


   Во времена Иисуса прошение милостыни было весьма распространённым явлением: Марк 10:46 «Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни»; Деяния 3:2 «И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм».
   Как ранее было сказано, во дни жизни Иисуса на земле в Израиле существовала практика двух сборов милостынь для неимущих. Кроме того, в женском дворе Храма Господня стояло 13 так называемых «сокровищниц» для добровольных пожетвований на нужды нищих: Марк 12:42-44 «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».


   I. ИИСУС ХРИСТОС И УЧЕНИЕ О МИЛОСТЫНЕ

   1. Учение Христа о милостыне заключалось в том, что дающий ни при каких условиях не должен афишировать свою благотворительность. Иисус учил, что оказывающий милость должен искать вознаграждения только у Бога:
  Матфея 6:1-4 «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

   2. Кроме того, Иисус учил, что блаженнее давать, нежели принимать:
  Деяния 20:35 «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: 'блаженнее давать, нежели принимать'». Нам не известно, когда именно Иисус сказал эти слова. Мы их знаем лишь со слов учеников в Деяниях Святых Апостолов. Но та же идея прослеживается в следующих словах Иисуса: Лука 14:13 «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных».

   3. У Иисуса и Его учеников также был ящик для сбора пожертвований для нищих, куда они жертвовали свои сбережения и складывали пожертвования других людей: Иоанна 13:29 «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».


   II. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И УЧЕНИЕ О МИЛОСТЫНЕ

   1. В Деяниях Святых Апостолов упоминаются люди, творившие милость:
  • Христианка из Иоппии – Тавифа: Деяния 9:36 «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: 'серна'; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь».
  • Богобоязненный сотник Корнилий: Деяния 10:2 «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу».
  • Ученики Христа (первые христиане): Деяния 11:29 «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла».

   2. Благотворительность в среде первых христиан
   Благотворительность в среде первых христиан была не «обязаловкой», а актом доброй воли, щедрости и милости к братьям и сестрам во Христе: Деяния 5:4 «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».
   Когда верующие делились друг с другом своим состоянием и служили друг другу своим имуществом, это не было примером социализма. Люди добровольно делились друг с другом тем, что имели. И всё собранное распределялось между верующими – не лентяями и бездельниками, не желавшими трудиться, а между по-настоящему нуждавшимися семьями: Деяния 2:45 «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого».

   3. Избрание дьяконов.
   Дьяконы (то есть служители) были избраны из среды христиан для того, чтобы следить за справедливым и честным распределением пожертвований и милостынь среди нуждавшихся: Деяния 6:1-6 «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки».


   III. ХРИСТИАНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИЛОСТЫНЕ

   1. Христианство не одобряет и не потакает лени и бедности, к которой она приводит: 2 Фессалоникийцам 3:10 «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Ефесянам 4:28 «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».

   2. Как христиане мы призваны помогать нуждающимся:
  • Иоанн Креститель: Лука 3:10-11 «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»;
  • Иисус Христос: Лука 6:30 «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад»; Лука 12:33 «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает».
  • Апостол Иоанн: 1 Иоанна 3:17 «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?»
  • Апостол Павел: Римлянам 12:13а «…в нуждах святых принимайте участие»; Евреям 13:16 «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу»; 1 Тимофею 6:17-8 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны».

   3. Состояние сердца творящего милостыню для Господа важнее, чем размер самой милостыни: Две лепты вдовы, описанные в Евангелии от Марка 12:41-44.
  2 Коринфянам 8:12-15 «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».


   4. Помощь нуждающимся христианам (братьям и сестрам по вере) должна быть приоритетом в нашей благотворительности: Римлянам 15:25-27 «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном»; 1 Коринфянам 16:1-4 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут».


   IV. СПАСАЕТ ЛИ МИЛОСТЫНЯ ДАЮЩЕГО ЕЁ?

   Милосердие и благотворительность являются атрибутами праведности, но сами по себе они не оправдывают человека и не даруют ему спасения. Деяния 10:1-6 «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».
   Как мы видим из этого текста, сотник Корнилий творил много милостыни народу. Однако этого было недостаточно для его спасения. Так же, как и любому другому человеку, Корнилию необходимо было принять Господа Иисуса Христа своим Спасителем.

   Итак, благотворительность не спасает дающего. И в то же самое время благотворительность – это благие дела, которые угодны Господу Богу. Это то, чего Он ожидает от верующих в Него. Мы не спасаемся добрыми делами. Однако благотворительность и милосердие являются делами веры, то есть делами, подтверждающими на практике нашу веру в Бога, «облагодетельствовавшего нас Своей милостью во Христе». Дела веры, такие как благотворительность, доказывают нашу любовь к ближнему, к которой мы призваны Господом: 1 Иоанна 3:17 «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?»

  1 Иоанна 4:7-14 «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего».

  1 Иоанна 4:20-21 «Кто говорит: 'я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
 
Нравится