Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - О жестокости в Библии
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О жестокости в Библии

 


Многие называют Христианство кровавой религией, Библию – кровавой книгой, а Бога – жестоким и кровавым. Но это не так. И сегодня мы с вами об этом и поговорим.


   Давайте же рассмотрим основные обвинения, предъявляемые Библейскому Богу!

   I.   Жертвоприношения Ветхого Завета 

Зачем Богу нужны были кровавые жертвы?

   1. Жертвоприношения до Закона
   Божий Закон требовал принесения в жертву за грех животного, и только тогда грех прощался (Левит 4:27-35; Левит 5:7-10). И этот принцип был известен людям задолго до того, как Господь дал народу Израилеву Свой Закон:
  • Когда Адам и Ева согрешили, Господь дал им кожаные одежды, пролив за их грех кровь невинного животного (Бытие 3:21).
  • Как нам известно, Каин и Авель также приносили жертвы Богу. Так, Библия описывает, что Авель принёс Богу жертву от «первородных стада своего» (Бытие 4:4-5).
  • После потопа первое, что сделал Ной – принёс Господу жертву всесожжения, что было «приятным благоуханием» в глазах Бога (Бытие 8:20-21).
  • Авраам также приносил жертвы Всевышнему. Многим известна история о том, как Бог повелел Аврааму принести в жертву его сына Исаака. Но нам также известно, что Господь не желал смерти отрока, а лишь испытывал верность Авраама, и поэтому не допустил смерти Исаака, но приготовил вместо него дикого овна (Бытие 22:10-13).

   2. Израильский народ и жертвоприношения
   Пик ветхозаветной системы жертвоприношений приходится на эпоху развития еврейской нации. Господь дал Своему народу Закон, который нужно было соблюдать. Несоблюдение заповедей считалось грехом, для прощение которого требовалось принесение определённых жертв. В Исходе, Левите и Второзаконии подробно описывается Божий Закон и порядок жертвоприношений.
(а) Согласно закону, животное для жертвоприношения должно быть без порока: Левит 1:1-3 «...если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом»;
(б) Человек, приносящий жертву, должен был отождествиться с жертвой: Левит 1:4 «...и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения - и приобретет он благоволение, во очищение грехов его»;
(в) Затем этот человек должен был заколоть животное (Левит 1:5 «и заколет тельца пред Господом»).
(г) Если человек это делал с верой, то его грехи прощались.
   В двух словах, Господь повелел людям приносить в жертву животных для того, чтобы они могли получить прощение грехов. Животное в данном случае являлось заместительной жертвой, умирая вместо грешника за его грехи.


   3. Ветхозаветные жертвоприношения – прообраз жертвы Христа на кресте.
   Принесение в жертву животных было аннулировано с приходом Иисуса Христа. Иисус стал истинной заместительной жертвой и посредником между человечеством и его Великим Творцом: 1 Тимофею 2:5 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».
   Как нам теперь известно, жертвы животных на самом деле не могли сделать совершенными и безгрешными людей, приносящих эти жертвы Богу: Евреям 9:9 «...дары и жертвы не могут сделать в совести совершенным приносящего». А также: Евреям 10:4 «...невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи».
   Жертвоприношения в Ветхозаветные времена нужны были для того, чтобы, во-первых, напоминать людям об их грехах: Евреям 10:3 «Но жертвами каждогодно напоминается о грехах». Во-вторых, жертвоприношения были прообразом заместительной жертвы Иисуса Христа, который умер за грехи всего мира на кресте.
   Об этом хорошо сказано в послании Евреям 10:5-10 «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа».


   4. Является ли Христианство кровавой религией?
   Послание к Евреям объясняет необходимость пролития крови животных:
  Евреям 9:16-22 «Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».

  Однако христианство не является кровавой религией. Пролитие крови животных в Ветхом Завете только свидетельствует о том, насколько серьезно Бог относится к греху, и какое серьезное наказание назначено за грех – смерть (Римлянам 6:23).
   Грех (большой или маленький) – это очень серьезное преступление. Казалось бы, гордость – такой незначительный грех, но именно гордость обратила Люцифера в дьявола. Аналогичным образом зависть Каина побудила его убить родного брата – Авеля. Недоверие Богу привело Адама и Еву к непослушанию Его Заповеди, которое навлекло великие проклятия на всё человечество.
Многие считают христианство кровавой религией именно за то, что христианство относится к греху с той же серьезностью, с какой к нему относится Бог.
   Кроме того, Божья справедливость требует того, чтобы грех был наказан. Грех не может быть милосердно прощен и забыт до тех пор, пока Божья справедливость не восторжествует полностью и окончательно. Именно этим и объясняется необходимость принесения жертвы за грех. Но, как мы подчеркнули ранее, кровь животных не уничтожала грехов, а только на время покрывала их (Евреям 10:4). Так продолжалось до тех пор, пока не пришёл Христос и не заплатил Своей святой кровью за грех. Таким образом, христианство, в отличии от других религий, предлагает решение проблемы греха.

   Да, христианство требует наказание смертью за смертный грех, однако, это единственная религия, которая ведёт к жизни. Своей смертью на кресте Иисус Христос даровал верующим в Него вечную жизнь. Всё, что от нас требуется, - это доверить свою жизнь Христу и поверить в Его заместительную жертву на кресте за наши грехи. Верою человек получает прощение грехов, спасение и вечную жизнь (Иоанна 5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»; Иоанна 3:16-18 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия»).
  
  Христос есть жизнь. Все остальные пути ведут к смерти:
  Иоанна 14:6 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
  Деяния 4:11-12 «...и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»;

   Итак, суммируя всё сказанное выше, ответьте на вопрос: Какая религия является кровавой: Христианство, которое ведёт к вечной жизни, или все остальные религии, которые обещают жизнь, но ведут к смерти, потому что не способны освободить человека от греха и грядущего за него наказания?


   5. Факты, которые редко принимаются во внимание:
    А. Мясо есть мясо
   В большинстве случаев (кроме жертвы всесожжения и жертвы за грех), мясо принесённого в жертву животного съедалось людьми, тогда как кровь сливалась к основанию алтаря, а внутренности животного сжигались на алтаре.
   Вспомните, повеления Бога о пасхальном агнце. Господь сказал: «Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне» (Исход 12:8-10).
   Сегодня же во время обеда мало кто думает о жестокости, связанной с убиением животного, чьё мясо было приготовлено на обед.

    Б. Закон Божий и человеческие жертвы.
   В отличие от языческих религий, ветхозаветный закон, не смотря на всю систему жертвоприношений, запрещал приносить в жертву людей.
  Второзаконие 12:31 «Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим».
  Левит 18:21 «Из детей твоих не отдавай на служение [в жертву] Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь».
  Левит 20:1-2 «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями».

   Небесный Отец не только не приветствует такие жертвы, но и запрещает приносить в жертву людей. Почему? Потому что, во-первых, они созданы по образу и подобию Божию. А во-вторых, человек грешен, и посему его смерть не может быть приятной для Бога жертвой.

   II.   Жестокость Ветхозаветного Закона

   1. Смертная казнь.

   В соответствии с Божьим Законом, Израильское государство в Ветхозаветные времена должно было наказывать смертью людей, не повиновавшихся Закону Бога. Но подобное наказание имело цель восстановить Божий порядок вещей. И поэтому оно считалось не уничтожение Божьего творения, а восстановлением Божьего порядка вещей в Его творении по Божьим законам и заповедям.
  Исход 21:12-15 «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; …Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти».
  Исход 22:18-20 «Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен».
   Противление Богу и Его Закону есть грех, а грех - заразная вещь. Он действует и распространяется среди людей подобно вирусу. Смертная казнь была введена Богом для того, чтобы истреблять грех и зло из общества народа Божия.


   2. Око за око, зуб за зуб.

   Всем известный закон «глаз за глаз» вовсе не является несправедливым и жестоким. Наоборот, он призывает к справедливости и милосердию. Как это понять? Да очень просто. Мир жесток, потому что человек жесток. В ответ на удар человек отвечает двумя ударами. А если ему кто-то выколет глаз, то он выколет два глаза, да ещё и руку оторвёт человеку, который выколол ему глаз.
   Именно поэтому Бог установил закон, который запрещал подобное поведение и призывал людей к справедливости: Исход 21:23-24 «…а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».


   III.  Истребление Ханаанских народов

      В 1 Царств 15:1-3 говорится: «И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла».


Почему же Господь Бог повелел Израильтянам истребить целые народы,
включая стариков, женщин и детей?


    1. Истребление ханаанских народов как Божья кара.
   Когда Бог призвал Авраама идти из Ура Халдейского в обетованную землю, Он пообещал ему и его семени дать в вечное пользование землю десяти народов – Ханаан: Бытие 15:18-21 «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев».
   Самое интересное заключается в том, что Бог не сказал Аврааму, что он уже владеет этой землёй. Бог пообещал дать эту землю потомству Авраама по истечении определённого времени. Вот как об этом говорится в Библии:

     А. Сначала потомки Авраама попадут в Египетское рабство:
  Бытие 15:13-14 «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом».

     Б. После Египетского рабства потомки Авраама войдут и завладеют Ханааном:
  Бытие 15:16 «…В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».

   Обратите внимание на причину, по которой Израильтяне истребят ханаанские народы: их беззакония.

   Господь позволил Израильтянам войти и завладеть Ханааном, истребив народы, прежде обитавшие там, по причине беззакония и греховности этих народов. До тех пор, пока мера их беззаконий не переполнится, Бог будет долготерпеть и ждать их покаяния. Но в один момент, согласно Божьему Слову, чаша Божьего гнева переполнится. И народ Божий будет инструментом наказания нечестивых язычников, живущих в Ханаане. Так всё и произошло.
    2. Истребление ханаанских народов – защита народа Божия.
   Бог защищает своих детей. Израильтяне были избранным народом Божьим – Его детьми. И Он их защищал от других народов.
   Обратимся к случаю с амаликитянами (1 Царств 15:1-3). Господу Богу, в отличии от нас, известно будущее. И Он знал, что будет с Израильтянами, если они не до конца истребят амаликитян. Поэтому-то Бог и дал указания Своему народу истребить амаликитян, чтобы они не пришли и не напали на Израильтян и не истребили народа Божия. Царь Саул засвидетельствовал, что перебил всех амаликитян, кроме их царя Агага: 1 Царств 15:20 «И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил».
   Как показала история, царь Саул сказал неправду, потому что приблизительно 20 лет спустя амаликитяне с новыми силами начали нападать на Израильские города во время правления царя Давида: 1 Царств 30:1-3 «В третий день после того, как Давид и люди его пошли в Секелаг, Амаликитяне напали с юга на Секелаг и взяли Секелаг и сожгли его огнем, а женщин и всех, бывших в нем, от малого до большого, не умертвили, но увели в плен, и ушли своим путем. И пришел Давид и люди его к городу, и вот, он сожжен огнем, а жены их и сыновья их и дочери их взяты в плен».
   После того, как царь Давид со своей армией напал на амаликитян и освободил уведённых в плен людей, 400 амаликитянам удалось сбежать. Если бы царь Саул в своё время исполнил повеление Господа, этого бы никогда не случилось… Несколько столетий спустя, потомок Агага – Аман чуть не истребил всех евреев (книга Есфирь). Таким образом, неполное повиновение Саула чуть не окончилась полным уничтожением Израильского народа. Бог это всё предвидел, и именно поэтому повелел Израилю истребить амаликитян.


    3. Истребление хананеев – предотвращение развращения народа Божия.
   В отношении жителей Ханаана, Бог приказал следующее: Второзаконие 20:16-18 «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим».
   Израильтяне не выполнили это повеление должным образом. И то, о чём предупреждал Господь, произошло в точности, как Он это предрёк:
  Исход 23:31-33 «Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью».
  Судей 2:1-3 «И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим - дать вам, и сказал Я: "не нарушу завета Моего с вами вовек; и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте". Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью»;
  3 Царств 11:4-8 «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам»;
  3 Царств 14:23-24 «И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых»;
  4 Царств 16:2-4 «Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид, отец его, но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом».
   Бог повелел истребить ханаанские народы не просто ради истребления. Господь старался сохранить Свой народ чистым и непорочным – святым – то есть отделённым от других языческих народов для служения Господу Богу. Предвидя будущее, Бог знал, что все эти язычники обязательно совратят Израильтян на путь греха. Так оно и вышло.




   Нам не нужно забывать, что Бог – наш Творец, а мы – Его творение. Бог имеет право распоряжаться как судьбами отдельных людей, так и судьбами целых народов.
   Господь никогда не ошибается и не принимает неправильных решений. Он всегда прав. Он есть праведный и справедливый Судия, перед которым в один день предстанет каждый из нас, чтобы дать отчёт за свою жизнь на земле. Если Господь не пощадил язычников Ханаана, некогда отвернувшихся от истинного Бога и обратившийся в идолопоклонство, то можете быть уверены, что то же самое будет и с нами, если мы не отвернёмся от своих грехов и не получим дар спасения и прощения в Господе Иисусе Христе.



Убивать или любить врагов?


   Многие задаются вопросом: «Почему в Новом Завете Бог повелевает любить врагов, тогда как в Ветхом Завете Он повелел убивать врагов?»

   Дело в том, что идея о любви и милости к врагам – это не новозаветная идея. В Ветхом Завете об этом же читаем:
  Исход 23:4-5 «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним».
  Притчи 24:17-18 «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой».
  Притчи 25:21-22 «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе».

   В чём же тогда дело? Почему в одном случае Господь в Ветхом Завете повелевает заботиться о враге, а в другом случае – убивать врагов? Всё дело в понятии «враг». Одно дело, когда Бог лишает жизни Своих врагов. И совсем другое дело, когда человек лишает жизни своих врагов.
   Мы – люди – не имеем права судить других людей и приводить свой собственный «приговор» в исполнение. Именно поэтому Бог сказал: «У Меня отмщение и воздаяние» (Второзаконие 32:35), а также в Новый Завет цитирует ветхозаветный отрывок, добавляя к нему следующее: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Римлянам 12:19-20).

 
Нравится