Первая Заповедь
Исход 20:2-3 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
I. ДЕТАЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ
1. Обращение
А. Это обращение Самого Бога. Обратите внимание на то, что Сам Господь Бог обращается к человеку: «Я Господь, Бог твой».
Б. Это обращение личного характера. Обратите внимание на то, что Господь Бог обращается не к безликой толпе, а к каждому человеку в отдельности: «Я Господь, Бог твой…», «который вывел тебя…», «да не будет у тебя…»
Такое обращение подчёркивает желание Бога иметь личные (близкие, тесные) взаимоотношения с каждым из нас. И это не единственное место, которое свидетельствует о том, что Господь Бог хочет быть нашим Богом и иметь близкие взаимоотношения с каждым из нас:
Бог и Авраам: Бытие 17:4-8 «Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом»
Бог и Израильский народ: Левит 26:11-12 «…и поставлю жилище Моё среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом».
2. ЗАПОВЕДЬ
Исход 20:3 «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
А. «Да не будет у тебя других богов…»
Говоря о Первой Заповеди, нельзя забывать о том, что она была дана Господом Богом (Иеговой) Израильскому народу. Все соседи Израильтян – окружавшие их народы, поклонялись множеству всевозможных богов. В те времена люди верили, что каждый отдельный бог был закреплён и ответственен за какой-то определённой географической территорией. Посему их божества являлись так называемыми «территориальными богами». Например, филистимляне считали главным божеством – Дагона, моавитяне – Хамоса, аммонитяне – Молоха. Однако ни одна из этих народностей не ограничивалась поклонением только одному божеству. Они также поклонялись богам плодородия, богам штормов и громов, богам солнца, моря, земли, воздуха и другим многочисленным божествам. Они это делали для того, чтобы ублажить и умилостивить каждого из известных им богов.
Зачастую фанатизм язычников доходил до того, что они поклонялись не только хорошо известным им божествам, но на всякий случай ублажали и малоизвестных им идолов, а зачастую и вовсе неизвестным («неведомым») божествам, как в случае с жителями Афин, который описан в Книге Деяний Святых Апостолов: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деяния 17:22-23).
Интересным является тот факт, что количество богов в каждой из этих наций постоянно возрастало. Если люди видели, что чей-то бог оказывался в той или иной сфере сильнее других богов, то они моментально возводили это божество в ранг своих национальных богов, пополняя коллекцию своих богов, и начинали ему поклоняться наряду с остальными богами.
1 Царств 5 описывает подобную практику. Филистимляне попытались проделать этот номер с Богом Израиля: захватив Ковчег Завета, они принесли его в капище Дагона и поставили рядом со своим национальным богом. Утром они обнаружили, что их божество лежало лицом вниз перед Ковчегом Бога Израилева. Они поставили Дагона на его место, но на следующее утро Дагон снова лежал у подножия Ковчега: его голова и руки были отломаны. В конце концов филистимляне поняли, что лучше будет вернуть Ковчег Завета евреям. Эта история является замечательной иллюстрацией первой заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Б. Два аспекта Первой Заповеди:
Обращаясь к Первой Заповеди, хотим обратить ваше внимание на два аспекта этой заповеди: на запрет, которые в себе несёт Первая Заповедь, и на призыв, который скрывается в Первой Заповеди Закона Божия:
1. Обращение
А. Это обращение Самого Бога. Обратите внимание на то, что Сам Господь Бог обращается к человеку: «Я Господь, Бог твой».
Б. Это обращение личного характера. Обратите внимание на то, что Господь Бог обращается не к безликой толпе, а к каждому человеку в отдельности: «Я Господь, Бог твой…», «который вывел тебя…», «да не будет у тебя…»
Такое обращение подчёркивает желание Бога иметь личные (близкие, тесные) взаимоотношения с каждым из нас. И это не единственное место, которое свидетельствует о том, что Господь Бог хочет быть нашим Богом и иметь близкие взаимоотношения с каждым из нас:
Бог и Авраам: Бытие 17:4-8 «Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом»
Бог и Израильский народ: Левит 26:11-12 «…и поставлю жилище Моё среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом».
2. ЗАПОВЕДЬ
Исход 20:3 «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
А. «Да не будет у тебя других богов…»
Говоря о Первой Заповеди, нельзя забывать о том, что она была дана Господом Богом (Иеговой) Израильскому народу. Все соседи Израильтян – окружавшие их народы, поклонялись множеству всевозможных богов. В те времена люди верили, что каждый отдельный бог был закреплён и ответственен за какой-то определённой географической территорией. Посему их божества являлись так называемыми «территориальными богами». Например, филистимляне считали главным божеством – Дагона, моавитяне – Хамоса, аммонитяне – Молоха. Однако ни одна из этих народностей не ограничивалась поклонением только одному божеству. Они также поклонялись богам плодородия, богам штормов и громов, богам солнца, моря, земли, воздуха и другим многочисленным божествам. Они это делали для того, чтобы ублажить и умилостивить каждого из известных им богов.
Зачастую фанатизм язычников доходил до того, что они поклонялись не только хорошо известным им божествам, но на всякий случай ублажали и малоизвестных им идолов, а зачастую и вовсе неизвестным («неведомым») божествам, как в случае с жителями Афин, который описан в Книге Деяний Святых Апостолов: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деяния 17:22-23).
Интересным является тот факт, что количество богов в каждой из этих наций постоянно возрастало. Если люди видели, что чей-то бог оказывался в той или иной сфере сильнее других богов, то они моментально возводили это божество в ранг своих национальных богов, пополняя коллекцию своих богов, и начинали ему поклоняться наряду с остальными богами.
1 Царств 5 описывает подобную практику. Филистимляне попытались проделать этот номер с Богом Израиля: захватив Ковчег Завета, они принесли его в капище Дагона и поставили рядом со своим национальным богом. Утром они обнаружили, что их божество лежало лицом вниз перед Ковчегом Бога Израилева. Они поставили Дагона на его место, но на следующее утро Дагон снова лежал у подножия Ковчега: его голова и руки были отломаны. В конце концов филистимляне поняли, что лучше будет вернуть Ковчег Завета евреям. Эта история является замечательной иллюстрацией первой заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Б. Два аспекта Первой Заповеди:
Обращаясь к Первой Заповеди, хотим обратить ваше внимание на два аспекта этой заповеди: на запрет, которые в себе несёт Первая Заповедь, и на призыв, который скрывается в Первой Заповеди Закона Божия:
(2). Запрет, который в себе несёт Первая Заповедь:
- Господь запрещает человеку поклоняться кому-то ещё, кроме Него.
- Господь запрещает человеку любить кого-то больше, чем Бога.
- Господь предупреждает, что ничто в нашей жизни не должно быть более важным для нас, чем Господь Бог и взаимоотношения с Ним.
(2). Призыв, который скрывается в Первой Заповеди:
- Первая заповедь призывает нас от всего сердца любить Господа Бога.
- Первая заповедь учит нас, что Господь Бог должен быть единственным, кому мы поклоняемся.
- Первая заповедь учит, что Господь Бог должен занимать первое место в жизни каждого человека, а всё остальное – второстепенное.
- Первая заповедь призывает каждого из нас пересмотреть свои жизненные приоритеты и посвятить свою жизнь Господу Богу.
В. Ветхий и Новый Заветы и Первая Заповедь:
Как Ветхий, так и Новый Завет неоднократно повторяет и перефразирует Первую Заповедь Закона Божия:
Второзаконие 6:4-9 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».
Матфея 22:35-38 «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь».
II. ОБОСНОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ
Господь Бог имеет право требовать от нас соблюдения Первой Заповеди по следующим причинам:
1. ГОСПОДЬ БОГ – единственный БОГ (остальные - не боги)
2 Царств 7:22 «По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами».
Исаия 44:6-7 «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее».
4 Царств 19:15-19 «…и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого! Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один».
Он – Вездесущий: Притчи 15:3 «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых». Иеремия 23:23-24 «Разве Я - Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь».
Он – Всезнающий: Евреям 4:13 «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт».
Он – Всемогущий, Великий и независимый ни от кого: Иеремия 32:17 «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного». Иов 36: 22-23 «Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?». Иов 42:1-2 «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено». Даниил 4:32 «И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?"».
Он – Неизменный: Малахия 3:6а «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь», Числа 23:19 «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» Евреям 13:8 «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Он – Безграничный, неисследимый и непостижимый: Римлянам 11:33-36 «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».
Он – Царь, Владыка и Правитель вселенной: Псалтирь 102:19 «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает».
2. ГОСПОДЬ БОГ – наш Творец и наш Небесный Отец
Поскольку Господь Бог является нашим Создателем, то на правах Небесного Отца он заслуживает нашей любви и послушания.
Первая Заповедь – это законное требование Отца по отношению к Своим блудным детям: Деяния 17:24-27 «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас».
3. ГОСПОДЬ БОГ есть Бог, который активно участвует в нашей жизни
Обратите внимание на Исход 20:2 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Иными словами, Господь говорит: «Я тебя не только сотворил, но и выкупил. Ты мой дважды, и поэтому ты мне кое-чем обязан».
И действительно, мы в большом долгу перед Господом, подобно тому, как Израиль был в долгу перед Богом, выведшим его из Египетского рабства. Аналогичным образом, Господь Бог сделал всё возможное и невозможное, чтобы выкупить нас из рабства греха: Иоанна 8:34-36 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Римлянам 6: 20-23 «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
Чем мы можем заплатить Богу за Его великую милость и любовь? Ничем кроме взаимной любви и послушания: Псалтирь 115:3-4 «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову».
III. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ
1. Библейские примеры нарушения первой заповеди с их последствиями
А. Египетский фараон:
Исход 5:1-2 «После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу». Последствия этого нам всем известны: 10 казней Египетских.
Б. Царь Навуходоносор: Даниил 4-я глава.
Ключевыми являются слова 22 стиха «…тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет». Стих 25 повествует о том, что это пророчество сбылось: «Все это сбылось над царем Навуходоносором».
В. Царь Валтасар (сын Навуходоносора): Даниил 5-я глава.
В первых шести стихах рассказывается о том, как царь Валтасар осквернил святые сосуды Храма Божия, и как Господь в ответ на этот злодеяние перстом на стене написал его смертельный приговор. Пророк Даниил объяснил ему смысл этого видения и объявил ему Божий приговор: «…Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание» (стихи 18-24). Конец царя Валтасара описан в стихе 30: «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит».
Г. Царь Соломон:
3 Царств 11:4-11 «Во время старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему».
Д. Народ Израильский: Исход 32, Осия 4:12-17 и т.д.
Осия 4:12-17 «Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет. Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, и не клянитесь: "жив Господь!" Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? Привязался к идолам Ефрем; оставь его!» Вся книга пророка Осии посвящена теме отступления Израильского народа от Бога.
Е. Царь Ирод: Деяния 12:21-23 «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер».
2. Последствия нарушения Первой Заповеди Закона Божия
Заповедь – это Закон Божий, нарушение которого ведёт к определённым негативным последствиям:
А. Божье проклятье:
Слово Божье предупреждает о том, что тех, кто уклонится от Бога истинного и пойдёт в след иных богов, ожидает проклятье: Второзаконие 11:26-28 «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете». Иеремия 11:3 «…и скажи им: так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего».
Б. Божье наказание:
Господь предупреждает (во всех подробностях) о наказаниях тому, кто откажется соблюдать Его заповеди: Левит 26:14-33 «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, – то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих. Если же после сего пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши: пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши. Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага; хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты. Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть; разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами; города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших; опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены».
Это всё можно суммировать одним предложением: Страшно впасть в руки Бога живого. Об этом говорится в Послании Евреям 10:30-31 «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого!»
В. Не отвеченные молитвы:
Если ты не любишь Господа и не отдаёшь Ему первое место в своей жизни, то нечего и рассчитывать на то, что твои молитвы будут Им услышаны и отвечены.
Разве может рассчитывать непослушный ребёнок получить подарок за своё непослушание? Разумеется, нет. И если некоторые родители всё же умудряются заваливать подарками своих непослушных и нерадивых детей, то Господь Бог всегда остаётся верным Своему Слову: нарушителей Его Заповедей ждёт наказание.
Иезекииль 14:1-8 «И пришли ко мне несколько человек из старейшин Израилевых и сели перед лицем моим. И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим: могу ли Я отвечать им? Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, - то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ? Пусть дом Израилев поймет в сердце своем, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше. Ибо если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут у Израиля, отложится от Меня и допустит идолов своих в сердце свое, и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку вопросить Меня через него, - то Я, Господь, дам ли ему ответ от Себя? Я обращу лице Мое против того человека и сокрушу его в знамение и притчу, и истреблю его из народа Моего, и узнаете, что Я Господь».
3. Насколько всё это серьёзно?
Вы никогда не задумывались над вопросом, почему Господь Бог так ревностно относится к тому, чтобы мы исполняли Его заповеди?
Завет с Богом по своей сути сходен с заветом бракосочетания (завет между супругами): Исаия 54:5 «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он».
Нарушение завета с Богом ассоциируется в Библии с изменой и называется духовным прелюбодеянием: Иакова 4:4 «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».
Духовное прелюбодеяние – это один из самых страшных грехов, не позволяющих человеку наследовать Царство Небесное: 1 Коринфянам 6:9-1 «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». Ефесянам 5:5 «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». Откровение 21:8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая».
Первая заповедь – заповедь с большими последствиями. Человек, отвергающий Господа Бога – как единственного истинного Бога, лишает себя единственной возможности обрести спасение.
Спасение возможно только через одну личность – через Иисуса Христа. Вы не задумывались, почему? Ответ прост: Бог один. И Он сам сошёл на землю во плоти, чтобы спасти своё погрязшее в грехе творение: Деяния 4:11-12 «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
Человек, отвергающий живого Бога, лишает себя спасения… ибо никакой другой идол, никакое другое божество не способно спасти человека от его грехов.
Заключение
Первая заповедь призывает человека любить Бога и поклоняться Ему одному. Однако следует отметить, что, не смотря на то, что это Заповедь – то есть повеление Бога, она не лишает человека права выбора. Господь никого насильно не заставляет Себя любить, потому что невозможно заставить любить насильно.
Вопрос: Но если любить заставить нельзя, то почему же Бог даёт человеку такую заповедь – любить Бога? Ответ: Бог, давая человеку выбор, всегда подсказывает ему, что лучше выбрать. В данном случае первая заповедь является подсказкой человеку: выбери Бога и люби Его всем сердцем.
1. Господь (Библия) призывает нас любить Бога. Любовь же к Богу проявляется и доказывается повиновением Его Заповедям: 1 Иоанна 5:3 «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки».
2. Господь – личность. Он нас любит и ждёт от нас взаимности. 1 Иоанна 4:8 «Бог есть любовь».
3. Господь заслуживает нашу любовь. Кроме того, Он доказал Свою любовь на кресте: Римлянам 5:8 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». 1 Иоанна 4:9-10 «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».
Господь Бог сделал для нас то, чего сами мы никогда не могли ни добиться, ни заработать, ни заслужить. Он даровал нам спасение и жизнь вечную. Он предложил нам вступить с Ним в вечный завет, условием которого является повиновение Ему. Он не просит много. Он ожидает от нас элементарного.
Ведь каждый из супругов ожидает и рассчитывает на взаимную верность, и это справедливо – требовать верности от супруга. Каждый родитель ожидает повиновения от своего ребёнка. Каждый из нас ожидает преданности от своих друзей. Того же ожидает от нас и Господь Бог: верности, повиновения и преданности.
Как Ветхий, так и Новый Завет неоднократно повторяет и перефразирует Первую Заповедь Закона Божия:
Второзаконие 6:4-9 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».
Матфея 22:35-38 «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь».
II. ОБОСНОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ
Господь Бог имеет право требовать от нас соблюдения Первой Заповеди по следующим причинам:
1. ГОСПОДЬ БОГ – единственный БОГ (остальные - не боги)
2 Царств 7:22 «По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами».
Исаия 44:6-7 «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее».
4 Царств 19:15-19 «…и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого! Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один».
Он – Вездесущий: Притчи 15:3 «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых». Иеремия 23:23-24 «Разве Я - Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь».
Он – Всезнающий: Евреям 4:13 «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт».
Он – Всемогущий, Великий и независимый ни от кого: Иеремия 32:17 «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного». Иов 36: 22-23 «Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?». Иов 42:1-2 «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено». Даниил 4:32 «И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?"».
Он – Неизменный: Малахия 3:6а «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь», Числа 23:19 «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» Евреям 13:8 «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Он – Безграничный, неисследимый и непостижимый: Римлянам 11:33-36 «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».
Он – Царь, Владыка и Правитель вселенной: Псалтирь 102:19 «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает».
2. ГОСПОДЬ БОГ – наш Творец и наш Небесный Отец
Поскольку Господь Бог является нашим Создателем, то на правах Небесного Отца он заслуживает нашей любви и послушания.
Первая Заповедь – это законное требование Отца по отношению к Своим блудным детям: Деяния 17:24-27 «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас».
3. ГОСПОДЬ БОГ есть Бог, который активно участвует в нашей жизни
Обратите внимание на Исход 20:2 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Иными словами, Господь говорит: «Я тебя не только сотворил, но и выкупил. Ты мой дважды, и поэтому ты мне кое-чем обязан».
И действительно, мы в большом долгу перед Господом, подобно тому, как Израиль был в долгу перед Богом, выведшим его из Египетского рабства. Аналогичным образом, Господь Бог сделал всё возможное и невозможное, чтобы выкупить нас из рабства греха: Иоанна 8:34-36 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Римлянам 6: 20-23 «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
Чем мы можем заплатить Богу за Его великую милость и любовь? Ничем кроме взаимной любви и послушания: Псалтирь 115:3-4 «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову».
III. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ
1. Библейские примеры нарушения первой заповеди с их последствиями
А. Египетский фараон:
Исход 5:1-2 «После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу». Последствия этого нам всем известны: 10 казней Египетских.
Б. Царь Навуходоносор: Даниил 4-я глава.
Ключевыми являются слова 22 стиха «…тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет». Стих 25 повествует о том, что это пророчество сбылось: «Все это сбылось над царем Навуходоносором».
В. Царь Валтасар (сын Навуходоносора): Даниил 5-я глава.
В первых шести стихах рассказывается о том, как царь Валтасар осквернил святые сосуды Храма Божия, и как Господь в ответ на этот злодеяние перстом на стене написал его смертельный приговор. Пророк Даниил объяснил ему смысл этого видения и объявил ему Божий приговор: «…Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание» (стихи 18-24). Конец царя Валтасара описан в стихе 30: «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит».
Г. Царь Соломон:
3 Царств 11:4-11 «Во время старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему».
Д. Народ Израильский: Исход 32, Осия 4:12-17 и т.д.
Осия 4:12-17 «Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет. Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, и не клянитесь: "жив Господь!" Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? Привязался к идолам Ефрем; оставь его!» Вся книга пророка Осии посвящена теме отступления Израильского народа от Бога.
Е. Царь Ирод: Деяния 12:21-23 «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер».
2. Последствия нарушения Первой Заповеди Закона Божия
Заповедь – это Закон Божий, нарушение которого ведёт к определённым негативным последствиям:
А. Божье проклятье:
Слово Божье предупреждает о том, что тех, кто уклонится от Бога истинного и пойдёт в след иных богов, ожидает проклятье: Второзаконие 11:26-28 «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете». Иеремия 11:3 «…и скажи им: так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего».
Б. Божье наказание:
Господь предупреждает (во всех подробностях) о наказаниях тому, кто откажется соблюдать Его заповеди: Левит 26:14-33 «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, – то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих. Если же после сего пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши: пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши. Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага; хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты. Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть; разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами; города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших; опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены».
Это всё можно суммировать одним предложением: Страшно впасть в руки Бога живого. Об этом говорится в Послании Евреям 10:30-31 «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого!»
В. Не отвеченные молитвы:
Если ты не любишь Господа и не отдаёшь Ему первое место в своей жизни, то нечего и рассчитывать на то, что твои молитвы будут Им услышаны и отвечены.
Разве может рассчитывать непослушный ребёнок получить подарок за своё непослушание? Разумеется, нет. И если некоторые родители всё же умудряются заваливать подарками своих непослушных и нерадивых детей, то Господь Бог всегда остаётся верным Своему Слову: нарушителей Его Заповедей ждёт наказание.
Иезекииль 14:1-8 «И пришли ко мне несколько человек из старейшин Израилевых и сели перед лицем моим. И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим: могу ли Я отвечать им? Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, - то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ? Пусть дом Израилев поймет в сердце своем, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше. Ибо если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут у Израиля, отложится от Меня и допустит идолов своих в сердце свое, и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку вопросить Меня через него, - то Я, Господь, дам ли ему ответ от Себя? Я обращу лице Мое против того человека и сокрушу его в знамение и притчу, и истреблю его из народа Моего, и узнаете, что Я Господь».
3. Насколько всё это серьёзно?
Вы никогда не задумывались над вопросом, почему Господь Бог так ревностно относится к тому, чтобы мы исполняли Его заповеди?
Завет с Богом по своей сути сходен с заветом бракосочетания (завет между супругами): Исаия 54:5 «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он».
Нарушение завета с Богом ассоциируется в Библии с изменой и называется духовным прелюбодеянием: Иакова 4:4 «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».
Духовное прелюбодеяние – это один из самых страшных грехов, не позволяющих человеку наследовать Царство Небесное: 1 Коринфянам 6:9-1 «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». Ефесянам 5:5 «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». Откровение 21:8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая».
Первая заповедь – заповедь с большими последствиями. Человек, отвергающий Господа Бога – как единственного истинного Бога, лишает себя единственной возможности обрести спасение.
Спасение возможно только через одну личность – через Иисуса Христа. Вы не задумывались, почему? Ответ прост: Бог один. И Он сам сошёл на землю во плоти, чтобы спасти своё погрязшее в грехе творение: Деяния 4:11-12 «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
Человек, отвергающий живого Бога, лишает себя спасения… ибо никакой другой идол, никакое другое божество не способно спасти человека от его грехов.
Заключение
Первая заповедь призывает человека любить Бога и поклоняться Ему одному. Однако следует отметить, что, не смотря на то, что это Заповедь – то есть повеление Бога, она не лишает человека права выбора. Господь никого насильно не заставляет Себя любить, потому что невозможно заставить любить насильно.
Вопрос: Но если любить заставить нельзя, то почему же Бог даёт человеку такую заповедь – любить Бога? Ответ: Бог, давая человеку выбор, всегда подсказывает ему, что лучше выбрать. В данном случае первая заповедь является подсказкой человеку: выбери Бога и люби Его всем сердцем.
1. Господь (Библия) призывает нас любить Бога. Любовь же к Богу проявляется и доказывается повиновением Его Заповедям: 1 Иоанна 5:3 «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки».
2. Господь – личность. Он нас любит и ждёт от нас взаимности. 1 Иоанна 4:8 «Бог есть любовь».
3. Господь заслуживает нашу любовь. Кроме того, Он доказал Свою любовь на кресте: Римлянам 5:8 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». 1 Иоанна 4:9-10 «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».
Господь Бог сделал для нас то, чего сами мы никогда не могли ни добиться, ни заработать, ни заслужить. Он даровал нам спасение и жизнь вечную. Он предложил нам вступить с Ним в вечный завет, условием которого является повиновение Ему. Он не просит много. Он ожидает от нас элементарного.
Ведь каждый из супругов ожидает и рассчитывает на взаимную верность, и это справедливо – требовать верности от супруга. Каждый родитель ожидает повиновения от своего ребёнка. Каждый из нас ожидает преданности от своих друзей. Того же ожидает от нас и Господь Бог: верности, повиновения и преданности.
Каково же применение Первой Заповеди в нашей жизни?
1. У вас есть свободная воля, и вы можете поклоняться кому угодно, но только знайте, что, в конце концов, вам придётся дать отчёт Господу Богу – вашему Создателю.
2. Как Господь Бог не хочет, чтобы у вас были иные боги пред Его лицом, также Он не хочет, чтобы иные боги были пред вашим лицом. Он хочет, чтобы пред Его лицом были вы, а пред вашим лицом был Он – Господь, сотворивший вас.
3. Вам необходимо осознать свои слабости и склонность к самообману: правда состоит в том, что человек по своей грешной природе – идолопоклонник.
4. Вам (как нарушителю Закона Божия) необходимо обратиться к Богу с просьбой о прощении: Римлянам 3:23 «…потому что все согрешили и лишены славы Божией».
5. Вам необходимо с благодарностью и смирением принять Божье прощение.