Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Познавая себя
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Познавая себя

 


   I. НЕОБХОДИМОСТЬ САМОПОЗНАНИЯ

   Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»

   1. Нужно ли человеку познавать себя?
   На этот вопрос отвечает само Священное Писание, а именно: 1 Тимофею 4:16, где Господь призывает каждого из нас вникать в себя: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.

   2. Для чего человеку нужно познавать себя?
   Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами немного порассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в депрессию от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Иными словами, если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?
   Таким образом, мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.


   II. КАКИМ ОБРАЗОМ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ?

   1. Познание себя, полагаясь на собственный разум
   Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Библейская поговорка гласит: «Не будь мудрецом в глазах твоих» (Притчи 3:7). Господь Бог, зная об ограниченности нашего разума и восприятия, предупреждает нас через пророка Исаию 5:21 «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!»
   А посему Господь советует нам не полагаться на своё субъективное мнение, а лучше доверять во всех вопросах Ему и Его Слову: Притчи 3:5 «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой».

   2. Познание себя, полагаясь на мнение окружающих
   Разумеется, человек может познавать себя, сравнивая себя с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры, разумеется, позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность и субъективность: ведь мнение людей о нас, в большинстве случаев, субъективно.
   Таким образом, подобный метод самопознания тоже не подходит.

   3. Познание себя, полагаясь на мнение Бога
   Запомните: объективным является только мнение Бога.
   Во-первых, Господь Бог – наш Создатель, сотворивший каждого из нас. Кто знает нас лучше, чем наш Творец, который видит каждого из нас насквозь? Иеремия 17:9-10 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его».
   Во-вторых, будучи беспристрастным Судиею, Он нелицеприятен в своём суждении: 1 Петра 1:17 «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего». Поскольку Бог нелицеприятен и Его мнение объективно, то мы можем смело положиться на Бога в процессе самопознания.

   Чтобы помочь каждому из нас познать самого себя объективно, Господь Бог дал нам Своё Слово.
   А. Для людей Ветхого Завета духовным зеркалом стали 10 заповедей (Исход 20, Второзаконие 6). Закон Божий был дан человеку, чтобы он сравнил себя с ним и осознал свою греховность: Римлянам 7:7 «...Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай». Римлянам 5:13 «Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона». Римлянам 3:20 «...ибо законом познаётся грех».

   Б. Для людей Новозаветной эпохи Господь дал Новый Завет: (1) Евангелия, и (2) послания апостолов, которые полны назидания и духовных советов. Новый Завет является духовным зеркалом, глядясь в которое человек может не только разглядеть Бога, но и познать самого себя: Иакова 1:22-24 «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» .
   1 Тимофею 4:16а призывает: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно». Слово Божье учит, что, во-первых, мы должны вникать в себя, то есть исследовать себя; во-вторых, мы должны вникать в учение Бога о том, какими Он желает нас видеть; и, в-третьих, мы должны сравнивать себя с эталоном, данным Богом в Его Слове и стремиться соответствовать этому эталону.
   III. ЦЕРКОВЬ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РАБОТЫ НАД СВОИМ ХАРАКТЕРОМ

   В Послании Евреям 10:25 Господь призывает нас: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».
   Чтобы помочь нам познавать себя и работать над своим характером, Господь не только дал нам Своё мудрое и беспристрастное Слово, которое является для каждого из нас духовным зеркалом. Он также создал и инструмент, при помощи которого мы можем тестировать процесс самопознания и совершенствования. Этим инструментом для каждого из нас является – Церковь.
   Общение с братьями и сёстрами во Христе, а также всевозможные ситуации, которые случаются в церкви, вынуждают человека проявлять те или иные черты своего характера: как хорошие, так и плохие. И таким образом, человек познаёт себя и узнаёт, что ещё ему необходимо изменить в своём характере.

   Вы можете сказать, что теперь мы противоречим себе. Ведь в начале беседы было сказано, что мнение человека или группы людей является субъективным, а посему не позволит человеку познать самого себя полноценным образом. А теперь мы призываем познавать себя через общение с ближними… и не где-нибудь, а в церкви.
   Дорогие друзья, противоречия здесь нет. Одно дело – полагаться на мирское общественное мнение и мировоззрение, сформированное под влиянием греха. В этом случае, вместо познания самого себя и совершенствования в облик Творца, вы будете только деградировать, преображаясь в облик своего мирского окружения, – то есть «сообразовываться с веком сим». А в Послании Римлянам 12:2 Господь призывает нас: «и не сообразуйтесь с веком сим», – то есть не живите по образу греховного мира. Русская поговорка гласит: с кем поведешься, от того и наберёшься. А Библия учит: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Коринфянам 15:33).
   Иное дело – доверять мнению христиан, мировоззрение которых сформировано Божьим Словом. В данном случае каждому из нас полезно иметь тесное общение и близкие взаимоотношения с людьми, которые в своей жизни руководствуются Библейскими принципами. Это позволит нам не только в полной мере познать себя, но и приблизиться к цели, которая заключается в преображении в образ нашего Творца: «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Коринфянам 3:18).



   В заключении хотим напомнить, что самопознание не должно быть самоцелью. Целью самопознания должно быть совершенствование личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы, во-первых, готовы признать свои ошибки и измениться. А во-вторых, если вы позволите и не будете мешать Господу Богу производить в вас все необходимые изменения.


   Итак, сегодня мы с вами говорили о необходимости исследовать самих себя. Пусть следующий стих из Священного Писания будет напутствием для каждого из вас в процессе вашего самопознания:

2 Коринфянам 13:5 «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
 
Нравится