Почему любящий Бог позволяет страдания в мире?
1. ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ, С КОТОРЫМ СЕГОДНЯ СТАЛКИВАЕТСЯ ХРИСТИАНСКИЙ МИР.
Проблема боли и страданий была названа одним из самых эффективных оружий атеизма против христианской веры.
Наука и история поддерживают факт существования Бога. И их свидетельства настолько сильны, что абсолютно соответствуют библейскому стиху: "Сказал безумец в сердце своем, что Бога нет" (Псалтирь 13:1).
Однако, большинство атеистов строят свою веру в "отсутствие Бога", опираясь не на научные факты, а на доводы, подобные вопросу: Почему любящий Бог позволяет зло и страдания в мире? Другими словами: "Если Бог есть и если Он такой любящий, то как Он позволяет в мире такие вещи, как войны, болезни, смерть? (Особенно если это всё касается невинных людей)". Либо Он вовсе не является любящим Богом и совершенно безразличен к человеческим страданиям, либо Он не является Всемогущим Богом, а посему бессилен или не в состоянии что-либо предпринять по этому поводу. В обоих случаях получается, что библейский Бог, который должен быть всемогущим и безгранично любящим Богом, превращается в анахронизм. - Таковы выводы наших оппонентов.
Тем не менее, нам необходимо обратить своё внимание на тот факт, что как бы много зла и беззакония не было в мире, добра всё же намного больше. И каждый из нас инстинктивно знает, что добро выше и могущественней зла. Потому мы и верим в победу доброго и прекрасного начала.
Также нам необходимо помнить, что хотя мы и были созданы по образу и подобию Бога, наш ум не равен Его уму - наш ум намного ограниченнее Божьего, и посему мы зачастую не в состоянии понять ход мыслей Бога и мотивы, которыми Он руководствуется.
Бытие 18:25 Судия всей земли поступит ли неправосудно?
Римлянам 9:20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
Не нами был установлен эталон добра и зла, а Творцом. Нам же необходимо принять тот факт (в независимости от того, понимаем мы его или нет), что: что бы ни делалось Богом - является добром.
Приняв это на веру, далее мы сможем понять, каким образом возможно получить духовную пользу в жизни не только от благословений, но и от страданий. Попытайтесь не выпускать этой истины из головы, когда мы будем всё больше и больше углубляться в нашу тему.
2. НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ, ЧТО…
A. "Невинного страдания" на самом деле не существует.
Поскольку "Все согрешили и лишены славы Божьей" (Римлянам 3:23), никто не может избежать Божьего гнева на основании своей собственной невиновности пред Богом.
Говоря о "невинных младенцах" или о так называемых "юродивых", которые из-за своего возраста или умственной недостаточности не способны отличать добро от зла, нужно отметить, что Писание недвусмысленно утверждает, что и они являются грешниками по своей природе, а потому, грешат, если им предоставляется удобная возможность.
B. Мир находится под проклятием из-за непослушания Божьему Слову (Бытие 3:17).
Эти сети проклятия = "рабство тления" (Римлянам 8:21), благодаря которым "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Римлянам 8:22), распространяются на всех людей во всём мире: на мужчин, женщин и их детей. Бог не сотворил мир таким, каков он сегодня. Это такая же истина, как и та, что в один день всё будет исправлено и восстановлено. В тот день "отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откровение 21:4).
С. Господь Иисус Христос - единственный праведный и святой в истории человечества, страдал более, нежели кто-то другой из живущих на земле.
Он страдал ради нас! 1 Коринфянам 15:3 "Христос умер за наши грехи". Он страдал, зная, что Своими страданиями Он избавит мир от Проклятия и греха. Сегодня Он способен избавить от греха и сетей греха тех, кто принимает Иисуса своим личным Господом и Спасителем. Это великое избавление от наказания не только за унаследованный от предков грех, но также в Нём избавление от сетей своего собственного греха. А также надежда на спасения тех, кто умер до того, как достиг возраста, в котором мог сделать осознанный выбор между добром и злом (и принять Иисуса Господом).
D. Верой в Божью благость и Христово избавление от проклятия греха, мы способны понять, что наши сегодняшние страдания могут быть обращены во Славу Богу и нам на пользу.
Наука и история поддерживают факт существования Бога. И их свидетельства настолько сильны, что абсолютно соответствуют библейскому стиху: "Сказал безумец в сердце своем, что Бога нет" (Псалтирь 13:1).
Однако, большинство атеистов строят свою веру в "отсутствие Бога", опираясь не на научные факты, а на доводы, подобные вопросу: Почему любящий Бог позволяет зло и страдания в мире? Другими словами: "Если Бог есть и если Он такой любящий, то как Он позволяет в мире такие вещи, как войны, болезни, смерть? (Особенно если это всё касается невинных людей)". Либо Он вовсе не является любящим Богом и совершенно безразличен к человеческим страданиям, либо Он не является Всемогущим Богом, а посему бессилен или не в состоянии что-либо предпринять по этому поводу. В обоих случаях получается, что библейский Бог, который должен быть всемогущим и безгранично любящим Богом, превращается в анахронизм. - Таковы выводы наших оппонентов.
Тем не менее, нам необходимо обратить своё внимание на тот факт, что как бы много зла и беззакония не было в мире, добра всё же намного больше. И каждый из нас инстинктивно знает, что добро выше и могущественней зла. Потому мы и верим в победу доброго и прекрасного начала.
Также нам необходимо помнить, что хотя мы и были созданы по образу и подобию Бога, наш ум не равен Его уму - наш ум намного ограниченнее Божьего, и посему мы зачастую не в состоянии понять ход мыслей Бога и мотивы, которыми Он руководствуется.
Бытие 18:25 Судия всей земли поступит ли неправосудно?
Римлянам 9:20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
Не нами был установлен эталон добра и зла, а Творцом. Нам же необходимо принять тот факт (в независимости от того, понимаем мы его или нет), что: что бы ни делалось Богом - является добром.
Приняв это на веру, далее мы сможем понять, каким образом возможно получить духовную пользу в жизни не только от благословений, но и от страданий. Попытайтесь не выпускать этой истины из головы, когда мы будем всё больше и больше углубляться в нашу тему.
2. НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ, ЧТО…
A. "Невинного страдания" на самом деле не существует.
Поскольку "Все согрешили и лишены славы Божьей" (Римлянам 3:23), никто не может избежать Божьего гнева на основании своей собственной невиновности пред Богом.
Говоря о "невинных младенцах" или о так называемых "юродивых", которые из-за своего возраста или умственной недостаточности не способны отличать добро от зла, нужно отметить, что Писание недвусмысленно утверждает, что и они являются грешниками по своей природе, а потому, грешат, если им предоставляется удобная возможность.
B. Мир находится под проклятием из-за непослушания Божьему Слову (Бытие 3:17).
Эти сети проклятия = "рабство тления" (Римлянам 8:21), благодаря которым "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Римлянам 8:22), распространяются на всех людей во всём мире: на мужчин, женщин и их детей. Бог не сотворил мир таким, каков он сегодня. Это такая же истина, как и та, что в один день всё будет исправлено и восстановлено. В тот день "отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откровение 21:4).
С. Господь Иисус Христос - единственный праведный и святой в истории человечества, страдал более, нежели кто-то другой из живущих на земле.
Он страдал ради нас! 1 Коринфянам 15:3 "Христос умер за наши грехи". Он страдал, зная, что Своими страданиями Он избавит мир от Проклятия и греха. Сегодня Он способен избавить от греха и сетей греха тех, кто принимает Иисуса своим личным Господом и Спасителем. Это великое избавление от наказания не только за унаследованный от предков грех, но также в Нём избавление от сетей своего собственного греха. А также надежда на спасения тех, кто умер до того, как достиг возраста, в котором мог сделать осознанный выбор между добром и злом (и принять Иисуса Господом).
D. Верой в Божью благость и Христово избавление от проклятия греха, мы способны понять, что наши сегодняшние страдания могут быть обращены во Славу Богу и нам на пользу.
- Страдания, через которые проходит человек, часто используются Святым Духом для того, чтобы заставить человека задуматься о Боге и о необходимости спасения, и в результате этого обратиться с верой и покаянием ко Христу.
- Страдания, через которые проходит христианин, содействуют укреплению его взаимоотношений с Богом и формированию его личности по подобию Христа. Римлянам 8:29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... 2 Коринфянам 3:18 Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Таким образом, Бог является любвеобильным и милостивым даже тогда, когда Он позволяет страданиям и болезням войти в нашу жизнь. Нам, как Его возлюбленным чадам надо лишь помнить слова из Римлянам 8:28 "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу".
3. ПОЧЕМУ ЖЕ БОГ ВСЁ-ТАКИ ПОЗВОЛЯЕТ ЗЛО И СТРАДАНИЯ В МИРЕ?
A. ЧТОБЫ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАС О ТОМ…
1) Что-то не в порядке с миром, в котором мы живём
а) Мир (земля и люди) проклят Богом за непослушание Адама - Бытие 3
б) Каждое последующее поколение наследует грех - Римлянам 1:18-32, 5-12, 15, 18
2) Что-то не в порядке с Божьим творением:
а) Люди причиняют друг другу боль и страдания:
3. ПОЧЕМУ ЖЕ БОГ ВСЁ-ТАКИ ПОЗВОЛЯЕТ ЗЛО И СТРАДАНИЯ В МИРЕ?
A. ЧТОБЫ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАС О ТОМ…
1) Что-то не в порядке с миром, в котором мы живём
а) Мир (земля и люди) проклят Богом за непослушание Адама - Бытие 3
б) Каждое последующее поколение наследует грех - Римлянам 1:18-32, 5-12, 15, 18
2) Что-то не в порядке с Божьим творением:
а) Люди причиняют друг другу боль и страдания:
Каин убил Авеля - Бытие 4:7-8
Ламех хвастался своим насилием - Бытие 4:23-24
Сара притесняла Агарь - Бытие 16:1-6
Лаван пользовался своим племянником Иаковом - Бытие 29:15-30
Иосиф был продан в рабство своими братьями - Бытие 37:12-36
Царь Ирод поубивал всех детей от 0 до 2 лет - Матфея 2:16-18
Савл гнал и убивал первых христиан - Деяния 7:54 - 8:3
Апостол Павел претерпел страдания от людей - 2 Коринфянам 4:7-12; 6:1-10
б) Сатана причиняет нам боль и страдания
б) Сатана причиняет нам боль и страдания
Страдания Иова - Иов 1, 2;
Апостол Павел (Жало в плоть) - 2 Коринфянам 12:17
Глухонемой - Матфея 12:22
Паралитик - Матфея17:14-18
3) Что-то не в порядке со мной:
а) Бог использует страдания в качестве наказания: Евреям 12:5, 6, 9, 10
б) Страдание как осуждение Бога, как Божья кара:
- Содом и Гоморра - Бытие 18, 19
- Египетские казни - Исход 7:12
с) Тем не менее Бог долготерпит - 2 Петра 3:9
2 Петра 3:9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
B. ЧТОБЫ ИСПРАВЛЯТЬ НАС И НАПРАВИТЬ НА ПУТЬ ИСТИННЫЙ:
1) Страдания показывают нам, насколько мы слабы и незащищены и насколько сильно мы нуждаемся в Боге.
2 Коринфянам 1:8-9 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых.
2 Коринфянам 12:9-10 Но Господь сказал мне: `довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи'. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
2) Страдания подталкивают нас к пересмотру шкалы жизненных ценностей: в страданиях мы делаем выбор - либо разочароваться в жизни, либо обрести надежду, доверившись Богу и Его божественному плану избавления (Римлянам 5:5;Римлянам 8:18, 28; Евреям 11) - Страдания направляют нас к Богу!
C. ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ (СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ) НАС:
Римлянам 5:3-4 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда...
Иаков 1:2-4 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
D. ЧТОБЫ ОБЪЕДИНИТЬ НАС
1) Боль и страдания делают нас чувствительными к боли окружающих. 1 Коринфянам 12:26-27 (аналогия с телом), Ефесянам 4:16
2) Благодаря помощи Бога в наших страданиях, мы способны помочь ближнему в его болезнях и страданиях.
2 Коринфянам 1:3-4 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
Галатам 6:2 Несите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Римлянам 12:15 Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими.
И в заключении хочется обратиться к словам апостола Иакова, который писал: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. (Иакова 1:2-4).
Иакова 1:13-15 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
3) Что-то не в порядке со мной:
а) Бог использует страдания в качестве наказания: Евреям 12:5, 6, 9, 10
б) Страдание как осуждение Бога, как Божья кара:
- Содом и Гоморра - Бытие 18, 19
- Египетские казни - Исход 7:12
с) Тем не менее Бог долготерпит - 2 Петра 3:9
2 Петра 3:9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
B. ЧТОБЫ ИСПРАВЛЯТЬ НАС И НАПРАВИТЬ НА ПУТЬ ИСТИННЫЙ:
1) Страдания показывают нам, насколько мы слабы и незащищены и насколько сильно мы нуждаемся в Боге.
2 Коринфянам 1:8-9 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых.
2 Коринфянам 12:9-10 Но Господь сказал мне: `довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи'. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
2) Страдания подталкивают нас к пересмотру шкалы жизненных ценностей: в страданиях мы делаем выбор - либо разочароваться в жизни, либо обрести надежду, доверившись Богу и Его божественному плану избавления (Римлянам 5:5;Римлянам 8:18, 28; Евреям 11) - Страдания направляют нас к Богу!
C. ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ (СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ) НАС:
Римлянам 5:3-4 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда...
Иаков 1:2-4 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
D. ЧТОБЫ ОБЪЕДИНИТЬ НАС
1) Боль и страдания делают нас чувствительными к боли окружающих. 1 Коринфянам 12:26-27 (аналогия с телом), Ефесянам 4:16
2) Благодаря помощи Бога в наших страданиях, мы способны помочь ближнему в его болезнях и страданиях.
2 Коринфянам 1:3-4 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
Галатам 6:2 Несите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Римлянам 12:15 Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими.
И в заключении хочется обратиться к словам апостола Иакова, который писал: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. (Иакова 1:2-4).
Иакова 1:13-15 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.