Сущность и происхождение греха
I. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?
1. Перевод слова «грех» с иврита и греческого:
Еврейское слово, переводимое словом «грех», – chatta'ah или chatta'th (khat-tawth); от chata (khaw-taw); означает: «промахнуться», в переносном смысле: согрешить.
Греческое слово, переводимое словом «грех» – hamartia, происходит от слова hamartano, которое означает «промахнуться по цели» (и как результат проиграть состязание и не получить приз), в переносном смысле: совершить ошибку.
2. Синонимы к слову «грех» в Библии:
Беззаконие – Псалом 31:1, 5 «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: `исповедаю Господу преступления мои', и Ты снял с меня вину греха моего». 1 Иоанна 3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
Восстание, отступничество от Господа – Иисус Навин 22:22 «Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас Господь в сей день! »
Развращение и зло – Бытие 6:5 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Бытие 8:21 «Помышление сердца человеческого – зло от юности его».
Неправда, неправедность – 1 Иоанна 1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (неправедность – антоним праведности).
Нечистота – Левит 16:16 «…и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их».
Погрешности, ошибки – Псалом 18:13 «Кто усмотрит погрешности свои? »
3. Виды греха:
A. Первородный грех (Грех Адама и Евы), описанный в Бытии 3.
Б. Живущий в нас грех (грех, перешедший в нас от Адама и Евы)
Римлянам 7:14-24. Обратите внимание на стих 17 «…а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» и на стих 20 «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
B. Повседневный грех (Грехи, которые мы совершаем в повседневной жизни):
1 Иоанна 1:8 «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». 1 Иоанна 1:10 «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
Г. Грех к смерти и грех не к смерти.
Грех к смерти – это хула на Святого Духа: 1 Иоанна 5:16 «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти».
Матфея 12:31-32 «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
Этот грех заключается в добровольном отказе от благодати Бога. Отказываясь от благодати Бога и прощения в Иисусе Христе, человек добровольно обрекает себя на вечную погибель в Озере огненном.
II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРЕХА
1. Бог не создавал грех.
Бог не создавал грех. Когда творение было закончено, Господь был доволен совершенством и красотой творения: Бытие 1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
2. Первым согрешил дьявол
1 Иоанна 3:8 «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил». Также рекомендуем прочитать: 2 Петра 2:4 и Иуды 6.
3. Первородный грех
А. Неправильное представление о первородном грехе.
Многие считают, что первородный грех, это грех совокупления. Однако, это не так. Бог не может подталкивать человека ко греху: Иакова 1:13б «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого».
Когда Бог создал Адама и Еву, Он дал им повеление: Бытие 1:27-28 «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Каким образом они могли плодиться и размножаться, не вступая друг с другом в интимные взаимоотношения. Тем не менее, мы видим, что «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» - является Божьим Благословением, данным Адаму и Еве.
Б. Что такое первородный грех?
Первородный грех это грехопадение Адама и Евы (Бытие 3:1-7). Этот грех заключается в том, что Адам и Ева ослушались повеления Бога, нарушили Его заповедь. Заповедь Бога заключалась в следующем: Бытие 1:16-17 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
4. Последствие первородного греха:
A. Этот грех перешел во всех людей по наследству – Римлянам 5:19 «Ибо… непослушанием одного человека сделались многие грешными…»
Б. С грехом пришла смерть – Римлянам 5:12 «…Ибо одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (В Адаме) все согрешили».
- Физическая смерть (отделение души от тела): Продолжительность жизни стала сокращаться; люди начали болеть и умирать.
- Духовная смерть: Адам не умер физически сразу. Он умер позднее. Но, как Господь и предупреждал Адама и Еву, что они умрут, если вкусят от плода, они и умерли – духовно. Исаия 59:2 «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать». Определение духовной смерти: Духовная смерть – это отделение души от Бога. Последствие этого - Люди стали рождаться духовно мертвыми – неспособными общаться с Богом, далёкими от Бога.
5. Греховное состояние человечества.
А. Грех живет в каждом человеке.
Всё человечество, потомство Адама, стало грешным – Римлянам 3:10-20, 23.
Псалом 13:2-3 «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».
Б. Человек уже рождается грешным.
Псалом 50:7 «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».
Псалом 57:4 «С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь».
В. Грех поражает душу (сердечные помыслы) человека.
Бытие 6:5 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Бытие 8:21 «Помышление сердца человеческого – зло от юности его». Иеремия 17:9 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»
Матфея 15:18-20 «…Исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека».
Г. Человек не может искупить свой грех.
Псалом 48:8 «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него».
Матфея 16:27 и Марка 8:37 «Какой выкуп даст человек за душу свою?»
III. БОГ И ГРЕХ
1. Бог и грех несовместимы.
Во Второзаконии 32:4 о Боге говорится: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды; Он праведен и истинен».
Евреям 4:15 «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха», 1 Петра 2:22 «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его».
2. Отношение Бога к греху:
A. Бог опечален грехом – Бытие 6:6, Псалтирь 77:56 «Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли».
Б. Бог гневается на грех – Иоанна 3:36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».
Римлянам 1:18 «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду [неправедность] человеков, подавляющих истину неправдою».
B. Бог ненавидит грех – Псалом 5:5 «Ибо Ты Бог, не любящий [ненавидящий] беззакония». Притчи 6:16-19 «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
Г. Бог наказывает грех – Бытие 3:15-19, 2 Петра 2:1-3 «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет».
IV. СПАСЕНИЕ И ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ГРЕХА.
1. Бог обещал избавить человека от власти греха.
А. Бог прощает грех – Исход 34:6-7 «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода», 1 Иоанна 1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Б. Бог очищает нас от греха – Евреям 1:3 «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте».
2. Бог выполнил свое обещание в Иисусе Христе.
Бог послал Сына своего умереть за наши грехи: Иоанна 3:16-17 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него», 1Иоанна 4:10 «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши», 1 Петра 2:24 «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились», Римлянам 5:8 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, 1Иоанна 3:5 «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха».
3. Спасение зависит от нашего желания (свободная воля).
-
Мы решаем: принять Иисуса Христа своим Спасителем или нет.
Иоанна 1:11-13 «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». -
Мы выбираем вечную жизнь или вечную смерть:
Иоанна 3:16-18 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». -
Мы выбираем спасение или осуждение:
Марк 16:16 «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».