Свидетели Иеговы
Свидетели Иеговы, официально называемые Библия Сторожевой Башни и Общество Трактатов, ведут самую активную книгоиздательскую деятельность. Большинство домохозяек в Америке и миллионы во всем свободном мире как минимум однажды слышали звонок в дверь от представителей Стоpoжевoй Башни. Их ныне популярные журналы "Cтоpoжевая Башня" и "Пробудитесь!", которые вначале издавались тиражом в 6000 экземпляров, теперь издаются общим тиражом 55 млн. в месяц.
То, что началось c занятий по изучению Библии в Пицбурге, Пенсильвания, переросло во всемирную организацию, к 1990 году насчитывавшую 60 тыс. общин и более 4 млн. постоянных работников и добровольных помощников. В 1990 году их Вечери поминания смерти Христа посетило 9,5 миллионов человек.
Ни одна из ветвей христианской церкви не избежала натиска со стороны Свидетелей Иеговы. Они расширяют ряды своих сторонников за счет представителей различных культур, религий и национальностей. Члены этой религиозной секты чрезвычайно активны. Ходя от дома к дому, они умудряются продать по 100 тысяч книг и своих "библий", а также по 800 тысяч копий своих журналов "Cтоpoжевая Башня" и "Пробудитесь!" в день!
I. История
B течение последнего века прирост сторонников и последователей Свидетелей Иеговы в три раза превосходит прирост сторонников протестантских конфессий. Их операциями, охватывающими весь мир, управляет "руководящая корпорация'`, размещающаяся в штабе в Бруклине, Нью-Йорк. B штабе находятся компьютеры и новейшая множительная техника, что позволяет им опережать христианские издательства и светские печатные издания.
Чарльз Тейз Рассел
Чарльз Тейз Рассел родился недалеко от Пицбурга, Пенсильвания, 16 февраля 1852 года. B 1870 году, будучи еще подростком и не имея специального теологического образования, Рассел организовал занятия по изучению Библии. Его единственной связью с христианами было посещение поместной церкви. Он убедил свою группу изучения Библии в том, что является их "пастором", затем у него появились группы последователей вдоль границы Пенсильвании и Огайо.
Именно в те годы он попал под влияние Нельсона Барбоура, адвентиста и издателя "Herald of the Morning" в Рочестере, Нью-Йорк. Барбоур поведал Расселу, что Иисус Христос невидимо присутствует с 1874 года. Позже Рассел установил новую дату и предсказал незримое возвращение Христа в 1914 году.
B 1879 году он основал журнал "Zion's Watch Tower and Herald оf Christ's Presence" ("Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа"), в котором печатал свои уникальные переводы Библии. Оставаясь в Пицбурге, он в 1884 году основал "Общество Сторожевой Башни". Его работы получили широкое распространение в 1886 году, когда была издана первая из шести книг, названная "The Millennial Dawn" ("Тысячелетняя заря"), позже переименованная в "Studies in the Scriptures" ("Исследования Священного Писания"). B 1917 году, через год после смерти Рассела, к "Исследованиям Священных Писаний" был добавлен полный противоречии седьмой том. Он был составлен издателями "Сторожевой Башни" из неопубликованных работ Рассела и содержал план его работы на последние дни - над книгами Иезекииля и Откровения.
По сведениям "Общества Cтoрожевой Башни", за свою жизнь Рассел (а умер он 31 октября 1916 года) проехал более миллиона миль, произнес более 30 000 проповедей и написал более 50 000 страниц ("Qualified to be Ministers", Anon, 1955, p. 310).
Джозеф Ф. Рутерфорд
Через несколько месяцев после смерти Чарльза Тейза Рассела новым главой общества стал второй президент "Общеcтва Cтоpoжевой Башни" Джозеф Франклин Рутерфорд. Он вырос в баптистской семье, в 1894 году стал последователем Рассела, а в 1906 году вступил в "Сионскую Сторожевую башню". На съезде в Коламбусе, Огайо, в 1931 году, он дал ей название "Свидетели Иеговы", ссылаясь на Исаию 43:10: "Мои свидетели, говорит Господь, - вы".
Под руководством Рутерфорда штат Общества переехал из Пицбурга, Пенсильвания, в Бруклин, Нью-Йорк. Это стало видимым воплощением Божьего руководства (теократии), объединившего контроль, могущество и принятие решений. Более масштабная операция требовала большего количества работников, и для осуществления этой цели возникла "Bethel" ("Бетел"). "Бетел" - это программа обеспечения занятости со стороны Стоpoжевой Башни, где за труд верным Свидетелям гарантируется жилье, питание и 20 долларов наличными в неделю.
1918 год Рутерфорд определил как дату, когда Христос будет судить христианство, имея в виду, что существует лишь одна организация, созданная с целью представить Иисуса на Земле -"Общество Сторожевой Башни". Рутерфорд разделил Свидетелей на 2 класса: 144 000 ("помазанный класс", рожденные вновь) и "великое множество" (не будут жить на небе, но будут иметь вечную жизнь). Как и Рассел, Рутерфорд не стыдился ставить подпись под своими работами, что видно из 100 книг и брошюр, на которых стоит его имя. После Рассела и Рутерфорда все публикации стали анонимными.
Натан Кнорр
Рутерфорд умер в 1942 году и был сменен Натаном X. Кнорром, который в возрасте 16 лет покинул реформаторскую церковь для того, чтобы присоединиться к Свидетелям Иеговы. Во время президентства Кнорра Oбщество увеличилось с 115 000 до более чем 2 млн. человек в 207 странах. Для обучения будущих служителей был организован центр подготовки, названный "Библейскaя Школа Сторожевой Башни в Галааде".
B 1950 году под руководством Кнорра Общество выпустило собственный английский перевод Нового Заветa, названный "Перевод Новогo Мира Христиaнских Греческих Писаний". Позже он был издан вместе с версией Ветхого Завета как "Перевод Нового Мирa Священных Писаний".
Фредерик В. Франц
После смерти Кнорра в 1977 году новым президентом Cторожевой Башни стал Фредерик B. Франц, который ведет дела в стиле Кнорра. Франц был членом комитета "Перевода Нового Мира", из всех членов которого только он имел некоторые знания библейских языков, хотя у него и не было никакого диплома, подтверждающего это.
II. Структура "Oбщества Сторожевой Башни"
Oт читателей журнала "Стоpoжевaя Башня" не скрывают, что Руководящая корпорация ведет всю работу на земле. 15 декабря 1971 года в журнале была напечатана схема, в которой наверху размещался Бог Иегова, под Ним - Иисус Христос, под Иисусом - Рyководящая корпорация. Её также называют "верным и благоразумным рабом", и все земное руководство подчиняется ей. На схеме сразу под Руководящей корпорацией были изображены "Старейшины" и "Мисcионерские служители". Организация играет такую огромную роль в жизни Свидетелей Иеговы, что ее называют их Матерью: "Мы должны признавать не только Бога Иегову как нашего Отца, но и организацию - как нашу Мать" ("Сторожевая Башня", 1 мая 1957 г., с. 274).
Рyководящая корпорация считается единственным каналом истины на земле, "осознание роли Руководящей корпорации и ее места в Божьем теократическом порядке необходимо для подчинения руководству Божьего Сына" ("Сторожевая Башня", 15 декабря 1972 г., с. 755). Библия читается только так, как указывает "Общество Сторожевой Башни": "Бог не предназначил Свое Слово для непосредственного разговора или чтобы оно сияло и несло истину само по себе. Бог дает этот свет только через Cвою организацию" ("Сторожевая Башня", 1 мая 1957 г., с. 274).
По мнению Свидетелей Иеговы, Иисус должен был избрать "Общество Сторожевой Башни" как Свое единственное представительство на Земле, исключающее все христианские конфессии: "Когда Иисус пришел в духовный храм Бога, чтобы судить людей, христианский мир был отвергнут" ("Сторожевая Башня", 1 августа 1960 г.). И дальше: "Какие организации могут существовать вне истинного христианского собрания? Лишь организации сатаны" ("Сторожевая Башня", 1 марта 1979 г., с. 24). Общеcтвo Сторожевой Башни открыто называет церковь отступницей, провозглашая истинной лишь себя: "Освобoждение от отступничества задержалось и началось лишь в конце 19 века" ("Пробудитесь!", 8 февраля 1960 г.).
Поместные Залы Цaрства Свидетелей Иеговы стали очень популярны в последнее десятилетие из-за их уникальной строительной программы сооружения здания в течение 48 часов. Зал Царства - место встречи местных общин. Службы заранее планируются штабом в Бруклине, обуславливается даже выбор песен и порядок их исполнения. Xод службы одинаков во всем мире, ведет ее старейшина собрания. Он находится под контролем окружного наблюдателя, который посещает каждый Зал Царства два раза в год.
Распространение журналов "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь!" путем посещения домов и раздачи на улицах называется "представлением". Представлениe - это обязанность большинства верных Свидетелей. Темы для обсуждения также планируются заранее, и разговор в каждой квартире начинается одним и тем же вопросом.
Вечеря поминания смерти Христа - наиболее посещаемое событие Свидeтелей Иеговы. Она дает представление о количестве тех, кто верит в проповедь Сторожевой Башни, но, возможно, посещает собрания нерегулярно. Как говорилось выше, в 1990 году Вечеря поминания собрала более 9,5 млн. человек по всему миру.
Так как только 144 000 могут причащаться хлебом и вином, то на большинстве собраний во всем мире прихожан "обносят" хлебом и вином, но никто не причащается. Это происходит из-за сокращающегося числа живых членов 144 000, из которых сейчас осталось приблизительно 5000.
Библейский анализ структуры "Сторожевой Башни"
Библии чуждо утверждение о том, что Свидетели Иеговы - единственные истинные представители христианства на земле. Нигде в Библии мы не найдем критерий определения истинности той или иной земной организации. Иисус всегда знал, кто Его народ, ведь "Он зовет своих овец по имени и выводит их... Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною" (Иоанн 10:3, 27).
B Евангелии от Матфея 13 Иисус рассказывает 2 притчи, которые объясняют, как Он будет отделять истинных христиан от ложных. Притча о плевелах и пшенице и притча о неводе показывают, что разбирать будут членов одного "поля" или "невода", а не различные организации.
Свидетели Иеговы говорят о церкви как об отступнице, и что лишь они несут истину. Библия же, напротив, утверждает, что церковь никогда не перестанет существовать, "бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Сaмого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Ефесянам 2:20). Церковь Иисуса Христа сохранится до Егo пришествия, и врата ада не одолеют ее (Матфея 16:18), и она будет существовать во веки веков (Ефесянам 3:20-21).
Свидетели Иеговы противоречат Библии своими Вечерями поминания. В 1-м послании Коринфянам 11:26 находим: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет". Раз Свидетели Иеговы провозгласили незримое возвращение Христа в 1914 году, тем самым они отвергают выражение "доколе Он придет" в этом стихе. Соблюдение Вечери Господней необходимо лишь до Его возвращения. Они же пытаются идти двумя путями: их книги и пророчества учат, что Он вернулся в 1914 году, а их Мемориальные Слyжбы говорят, что Oн ещё не пришел.
III. Авторитетный источник
Члены Общества усердно провозглашают, что единственным авторитетом для них является Библия. Но вместе с тем их теология отрицает все основные верования исторического христианства, включая божественность Иисуса Христа, Его физическое воскресение, спасение благодатью через веру и вечное наказание грешников.
"Пастор" Рассел, не отличавшийся скромностью, заявил: "Да будет известно, что никакая другая система теологии не утверждала и не пыталась впитать в себя все положения Библии" (Charles Таге Russell, "Studies in the Scriptures", 1:348). Даже сейчас Сторожевая Башня провозглашает себя единственным источником истины: "Это единственный путь, через который Бог изливает свою истину на людей, живущих на земле" ("Сторожевая Башня", 15 июля 1960 г., c. 439).
До того как Фредерик B. Франц стал президентом, он объяснил, как приходят от Бога толкования: "Они переданы Святому Духу, который невидимо общается со Свидетелями Иеговы и с издательским отделом" ("Scottish Daily Express", 24 ноября 1954 г.).
Сторожевая Башня не использует "Символы веры" или авторитарные утверждения. Их теологические взгляды можно обнаружить в различных публикациях, включая "Сторожевую Башню" и "Пробудитесь!". Доктрина, вытекающая из этих работ, считается авторитетной.
Проблема их теологии - в "разумности", что видно из вопросов, которые они задают во время дискуссий. "Разумно ли то, во что мы должны верить?" Чарльз Тейз Рассел говорил, что даже Библия находится под влиянием разума: "Давайте исследуем характер того, что считается навеянным Богом, чтобы проверить, соответствует ли это учение тому, что мы разумно приписываем Богу". Это вовсе не означает, что Свидетели Иеговы разумны, последовательны в своих выводах, но часть людей поверила, что они являются таковыми.
Литература, издаваемая "Сторожевой Башней", не всегда является окончательным ответом на вопрос. Они верят, что свет становится ярче по мере их приближения к истине. Это объясняется так: "Разгорающийся свет Слова Божия приходит через строки "Сторожевой Башни" - так Иегова показывает его нам" ("Сторожевая Башня", 1 августа 1972 г., c. 460).
Именно поэтому новый президент организации может превзойти учение бывшего президента. Например, судья Рутерфорд в своей книге "Доказательство" ("Vindication") заявляет, что за последние 2500 лет никто (включая и Рассела!) не понимал книгу Иезекииля лучше него. Отвергается ли старое учение или нет, новое учение у "Свидетелей", оказывается, всегда имеет больший вес.
Журнал "Сторожевая Башня"
Журнал "Сторожевая Башня" передает "духовную пищу" от "верного и благоразумного раба" - Руководящей корпорации. Это наиболее старое и авторитетное среди изданий Свидетелей Иеговы: "С 1879 года журнал "Cторожевая Башня" используется группами для распространения духовной пищи членам "малого стада" истинных христиан" ("Сторoжевaя Башня", 1 октября 1967 г., c. 590).
Свидетели Иеговы не считают, что журнал "Сторожевая Башня" полностью заменяет Библию, но он является единственным источником верного толкования Библии: "Через строки "Сторожевой Бaшни" Иегова дает указания - и оказывает постоянную помощь своим людям" ("Сторожевая Башня", 1 мая 1964 г. с. 277). Из сказанного также вытекает, что именно Иегова является истинным источником статей "Стоpoжeвой Башни".
Жypнал "Пробудитесь!" и другие публикации
Пять видов служб, проводимых Залами Царства, это: публичные беседы, изучение "Сторожевой Башни", изучение книг, Школa Теокpaтического Cлужения и собрания-службы. Публичные беседы схожи c церковными богослужениями зa исключением того, что проповедь пастора заменена выступлением старейшины. За такой службой, происходящей в воскресенье утром, следует изучение "Сторожевой Башни", где читается статья из журнала и задаются вопросы, поясняющие статью. Зaнятия по изучению книг проходят в середине недели в неформальной обстановке, обычно дома. Члены группы читают какую-нибудь определенную книгу. Дрyгие две службы являются встречами для инструктажа и подготовки к "представлению". Они опираются на новый всемирный перевод Библии, журнал "Пробудитесь!" и брошюры, называемые "Our Kingdom Ministrv" ("Наше царственное служение").
Раз общество Сторожeвая Бaшня является "Егo единственным видимым каналом, через который приходят все духовные напутствия" ("Сторожевая Башня", 10 декабря 1967 г., c. 590), то все официальные публикации являются сегодняшними посланиями Иеговы. Они указывают на важность своих публикаций, "решений, принятых на собраниях помазанных Богом людей, буклеты, журналы и изданные ими книги передают Божью истину, исходят от всемогущего Бога, Иеговы, и поддерживаются Им через Иисуса Христа и ниже стоящих помощников" ("Сторожевая Башня", 1 мая 1938 г., c. 143).
"Исcледовaние Пиcaния"
Чарльз Тейз Рассел начал издавать свои книги по изучению Библии в 1886 году в серии "Тысячелетняя заря". Позже они были названы "Исследования Священногo Писания" и стали отправной точкой для доктрин развивающегося культа (секты). Шесть томов были опубликованы при жизни Рассела, a 7-й том - после его смерти. Общеe количество реализованных экземпляров 1-го тома "The Рlan of the Ages" ("План веков") к 1966 гoду составило приблизительно 10 млн., включая продажу силами отдельных групп.
Полная уверенность "пастора" Рассела в правоте своих взглядов ставила его последователей в зависимость от его работ. Он писал:
"Поскольку шесть томов "Исследования Священногo Писания" практически являются Библией, тематически организованной, c системой библейских доказательств, то мы не вправе называть эти тома "Библия в упорядоченной форме", ибо это не комментарии, a практически собственно Библия. Более того, мы не только видим людей, которые не понимают божественный план, изучая саму Библию, но также мы видим, что если кто-то откладывает в сторону "Исследования Священного Писания", даже после того, как он использовал его, как познакомился с ним, читал его в течение 10 лет - и вот если после всего этого он откладывает "Исследования", и забывает o них, и возвращается к одной лишь Библии, то хоть он и понимал Библию в течение 10 лет, но наш опыт показывает, что через 2 года он попадает в темноту. C другой стороны, если он в основном читал "Исслeдования" с их ссылками и комментариями и не прочел ни страницы из самой Библии, то по истечении 2-x лет он будет находиться во свете, ибо с ним будет свет Священного Писания" (Чарльз Тейз Рассел, "Сторожевая Башня", 15 сентября 1910 г., с. 298).
Этот блок теологии "Общества Стоpoжевoй Башни" исключительно важен. To же самое отрицание христианских доктрин, которое присутствует в "Иccледованиях Священногo Пиcaния" Рассела, можно и сегодня обнаружить в публикациях "Общеcтва Стopoжевой Башни".
Пророки и лидеры
Хoтя Свидeтeли Иеговы не говорят открыто о существовании пророка в их рядах, но именно таким качеством они наделяют всю организацию в целом в статьях "Стоpoжевой Башни": "Этим "пророком" был не один человек, а группа из мужчин и женщин. Этo была небольшая группа последователей Иисуса Христа... Сегoдня они известны как христианские Свидeтeли Иеговы" ("Сторожевая Башня", 1 апреля 1972 г., c. 197). И дальше: "Пpopoк, которого вдохновил Иегова, был не отдельным человеком, как в 'случае Иеремии, a целым классом" ("Сторожевая Башня", 1 октября 1982 г., c. 27). Руководство Бруклинского штаба пророчествует: "Факты показывают, что оставшиеся из числа помазанных учеников Христа пророчествовали для всех народов" ("Holy Spirit", Brooklyn: WTB&TS, 1976 г., р. 148). Даже истолкование библейских пророчеств считается голосом Божиим: "Истолкование пророчеств происходит не от человека, но oт Иеговы.., это Его истина, a не истина человека" ("Сторожевая Башня", 1 мая 1938 г., c. 143).
Ложные пророчества
Мы не можем найти ни одного четкого предсказания "Общеcтва Стоpoжевой Башни", которое бы исполнилось. Даты, приводимые ими для описания событии в будущем, не соответствуют фактам. Mы приведем несколько дат, ставших ложными пророчествами:
1874 - "День Тысячeлетий - День отдыха Господня, ожидаемый по истечении 6000 лeт зла, который наступит в 1874 году" ("Исследования Священногo Писания", 7:301).
1914 - "Бpaнь в оный великий день Бога Вседержителя" (Откр. 16:14), которая закончится в 1914 г. н.э. полным свержением современного земного руководства" (там же, 2:101).
1915 Конец существования язычников, упомянутый в предыдущем пророчестве, на этот раз снабженный новой датой: "Котоpaя закончится в 1915 г. н.э. полным свержением современного земного руководства" (там же, издание 1915 г.).
1918 - Сpoк окончания времен язычников был пересмотрен, и в седьмом томе "Исcледований" приводится его новая дата: "И свет Пиcaния доказывает, что весна 1918 года вызовет в христианском мире новые страдания, более сильные, чем он испытал осенью 1914 года. Перecмотрев таблицу Паpaллельногo Ocвoбoждения в "Исcледованиях Священного Писания", том 2, c. 246-247 и изменив 37 на 40, 70 -на 73 и 1914 - на 1918, мы верим, что теперь это верно и будет исполнено c "великим могуществом и славой" (там же, 7:62).
1920 - "Плoтские отступники от христианства будут абсолютно отброшены. Никто из них не уцелеет в разрушающей мир всеобъемлющей анархии, осенью 1920 гoда" (там же, 7:542).
1925 - "Основываясь на выдвинутом аргументе, ...можно сказать, что 1925 гoд будeт отмечен воскресением верных и наиболее ценных старейшин... и мы должны прийти к позитивному и не вызывающему сомнений заключению, что миллионы живущих сегодня никогда не умрут" ("Millions Now Living Will Never Die", Rutherford, 1920, p.97).
1942 - "Вocкpeсения ветхозаветных святых можно ожидать теперь в любой день... И, ожидая их, в 1930 году в Сан-Диего, Калифорния... был построен дом, названный "Beth-Sarim". Он станет пристанищем князей по их возвращении" (The New World, Rutherford, 1942, p. 104).
1975 - "B этот недолгий период времени, оставшийся нам, мы хотим выполнять эту работу [работу первопроходцев] как можно чаще. Только представьте, братья, что y нас осталось только 90 месяцев [до октября 1975] до завершения 6 000-лeтнeгo существования человека на земле" ("Kingdom Ministry", March 1968, p. 4).
1980 - "Возможно, что 1980 г, н.э. будет отмечен освобождением всего Израиля от плена смерти. Прошло 70 лет c 1910 года, когда пастор Рассел дал свое великое свидетельство еврейскому народу" ("Исследования Священного Писания", 7:62).
Перевод Нового Мира Священных Пиcaний
B 1961 году "Общество Сторожевой Башни" издало "Перевод Нового Мира Священных Писаний" (ПНМ). Обоснование необходимости этого было дано в 1950 году при издании Нового Завета:
Перевод Нового Мира Священных Пиcaний
B 1961 году "Общество Сторожевой Башни" издало "Перевод Нового Мира Священных Писаний" (ПНМ). Обоснование необходимости этого было дано в 1950 году при издании Нового Завета:
"Ни один не вдохновленный переводчик или группа переводчиков не могут получить никаких прямых указаний от Всевышнего Бога o переложении божественного Слова в слова другого языка... Приступая к работе c христианскими греческими Писаниями, мы были уверены в помощи Великогo Автора Книги. Нашим основным желанием было - искать, и искать не представлений человеческих, но Божьих, передавая истину Им вдохновленного Слова так ясно и последовательно, насколько это в наших освященных силах. Нет смысла обманывать самих себя. Более того, те, кто создает перевод для духовного наставления других, несут особую ответственность, как учителя перед божественным Судьeй. Это показывает, насколько нам необходима аккуратность... Мы нигде не искажаем Писание. Нашей задачей является по возможности литературный перевод, допускающий современные английские идиомы, при том, что литературное воспроизведение не скрывает главную мысль" (Предисловие к "Переводу Нового Мира Христианских Греческих Писаний", 1950 г., c . 7-8).
Переводчики не достигли своей цели. Их работа является яркой попыткой оправдать некоторые из их небиблейских доктрин. Доктор Эдмунд Грасс приводит 5 причин, по которым "Перевод Нового Мира" нельзя признать удовлетворительным:
1. Использование перефразировок, что противоречит их собственному утверждению. Доктор Грасс объясняет греческое слово "en", которое несколько раз встречается в Евангелии от Иоанна 15. Ясная фраза, сказанная Иисусом христианам, "во Мне" ( "en emoi" ) перефразирована ПНМ как в "союзе со Мной". Отношения христиан во Христе были заменены нашей деятельностью со Христом.
2. Безocновательнoe дополнение текста словами, которых нет в греческом. B некоторые библейские стихи были внесены слова, изменяющие первоначальный смысл. Для этого не было абсолютно никаких оснований ни в греческой рукописи, ни c позиций грамматики. Примерaми могут служить такие стихи, как Иоанна 1:1; Колоссянам 1:16, 17; Филиппийцам 1:23; Евреям 9:27.
B послании Колоссянам 1:16-17, хоть и в скобках, но все-таки было вставлено слово "иной", меняющее значение: "Ибo Им создано все [иное] ... все [иное] Им и для Него создано. И Он есть прежде всего [иного], и все [иное] Им стоит" (НМП). Цель этих вставок - показать Иисуса таким же сотворенным, как и все остальное сущее.
3. Ошибочный перевод греческих слов. Намеренно неверный перевод должен "подогнать" некоторые отрывки под теологию Свидетелей Иеговы. Иоанн 8:58 показывает вечную природу Христа в следующих Егo словах: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь". ПНМ изменяет стих: "До того как стал существовать Авраам, Я был". Такой перевод изменяет вечную сущность Христа на предсуществование и существование сотворенного существа. Когда христиане указали им нa это, то, пытаясь оправдаться, переводчики придумали несуществующие грамматические правила. Ho все равно нельзя скрыть того, что Иисус говорил в настоящем времени: "Я есмь". Непризнание ими божественности Христа можно увидеть и в переводе Колоссянам 2:9, где они слово "Божество" неверно перевели как "божественные качества".
4. Вводящие в заблуждение построчные комментарии и приложения. В приложении к Перeводу Новогo Mиpa мы обнаруживаем постоянное настойчивое отрицание основных христианских доктрин, таких как божественность Христа, роль креста и вечное наказание.
5. Пpoизвольнoe использование заглавных букв при упоминании божественных имен. Так в ПНМ пишут "Бог" с большой буквы в Иоанна 1:1, 18. Святой Дух, в противоположность этому, никогда не признается личностью или Богом, но лишь "святым духом" (Матфея 28:19), "помощником" (Иоанна 14:16) и "духом истины" (Ин. 15:2б) - с маленькой буквы.
Библейский анализ полномочий "ОбщеСтвА
Стоpoжевой бaшни" и Пеpeводa Hового Миpa
Рассел был не прав, рассматривая Слово Божье как нечто, "что мы разумно приписываем Богу". Бог дал нам способность размышлять, но мы должны знать границы. Библия учит: "Наши мысли не Егo мысли, наши пути - не Его пути" (Исаия 55:8). Поэтому наши размышления не являются пригодными для проверки истинности Слова Божьегo. Наши раздумья не являются проверкой Божьегo Слова, но Его Слово проверяет нашу способность думать.
При изучении культов мы обнаружили: только Чарльз Тейз Рассел имел смелость утверждать, что если человек отложит в сторону свои работы, а будет читать лишь Библию, то он попадет в непроницаемый мрак. Общество Сторожевой Башни возвысило себя до уровня оракула Бога, хоть все их предсказания и не выдержали проверку временем. А это именно то, что Библия ни в коем случае не называет истинным пророчеством. Иеремия активно выступал против пророков, чьи пророчества лживы. "Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал"" (Иеремия 23:31). Несбывшиеся предсказания лидеров "Общества Сторожевой Башни" уличают их как лживых пророков, описанных во Второзаконии 18:20-22, о которых Моисей сказал, что мы не должны их бояться и уважать.
Бог никогда не допускает ошибок, поэтому Он не нуждается в человеческом исправлении или дополнении. Ещё Соломон говорил: "Не прибавляй к словам Егo, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом" (Притчи 30:6).
IV. Теология "Общеcтва Сторожевой Башни"
Фундамент теологии "Общества Сторожевой Башни" старше самого Общества. Егo можно увидеть еще в 4-м веке в учении Ария из Александрии, который говорил, что Иисус Христос был сотворен, а не являлся вечным Богом. Это учение прослеживается в веках, но у него никогда не было сильной поддержки до появления современных последователей Ария свидетелей Иеговы.
О Троице
Рутерфорд говорил: "Определение: Доктрина, вкратце, заключается в том, что существуют три Бога в одном: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой; все трое обладают равным могуществом, природой и вечностью" ("Let God be true", Нью-Йорк, "СторожеваяБашня", 1946 г., с. 81). Обратите внимание на то, что в этом отрывке судья Рутерфорд превратно представляет Троицу как трех Богов вместо одного Бога. Он не понимает, что Троица – это и триединый Бог-Творец, и три миссии, которые осуществляет Бог в рамках плана спасения человечества.
О божественности Христа
Мнение Рассела, что Писание должно быть проверяемо разумом, разделяется и сегодняшними членами "Общества Сторожевой Башни": "Факт, что Отец величественнее и старше Сынa, является разумным, легко понимаемым и тем, чему учит Библия" ("From Paradise Lost to Paradise Regained", c. 164). Утверждение, что Иисус Христос младше Отцa, подводит к мысли, что Иисус Христос не является Богом, a есть существо сотворенное. Фактически они говорят о том, что Он - Архангел Михаил: "Библейские доказательства указывают на то, что имя Михаил относилось к Божьемy сыну до того, как Он покинул небеса, чтобы стать Иисусом Христом, и также после Егo возвращения... ФактическиМихаил - этоСынБожий" ("Aid to Bible Understanding", p. 1152).
В комментариях к Иоанна 1:1 в издании Перевода Нового Мира 1950 года они отрицали божественность Иисуса Христа и называли Его меньшим Богом: "Слово или Логос это не Бог, но Сын Бога, и поэтому - бог" (стр. 775).
О Святом Духе
"Общество Сторожевой Башни" отрицает личность и божественность Святого Духа: "Святой дух - это не личность и не является одним из богов Троицы" (Рутерфорд, "Reconciliation", Нью-Йорк: "Сторожевая Башня", c. 115). Описывaя Святого Духа, они всячески старались не придавать Ему никаких личностных характеристик. Самая подходящая, на их взгляд, иллюстрация – это сравнение Святого Духа с сигналом радара: "Это не слепая, неконтролируемая сила, подобная "природным силам" молнии, урагана и т.п., но ... она всегда находится под Егo контролем ... и - ее можно сравнить c сигналами радара" ("Сторожевая Башня", 15 июля 1957 г., c. 431-433).
Об искуплении
В материалах "Общества Сторожевой Башни", касающихся отдельных членов Cвидетелей Иеговы, искупление несет иной смысл, чем искупление для христиан, описанное в Библии. "Общество Cторожевой Башни" смотрит на искупление как на выкуп и только как на выкуп. Хоть слово "выкуп" и используется в Новом Зaвете, но совсем не в таком значении, как его понимает "Сторожевая Башня". Представители "Сторожeвой Башни" называют это "соответствующий выкуп". Под "соответствующим выкупом" они понимают следующее:
В комментариях к Иоанна 1:1 в издании Перевода Нового Мира 1950 года они отрицали божественность Иисуса Христа и называли Его меньшим Богом: "Слово или Логос это не Бог, но Сын Бога, и поэтому - бог" (стр. 775).
О Святом Духе
"Общество Сторожевой Башни" отрицает личность и божественность Святого Духа: "Святой дух - это не личность и не является одним из богов Троицы" (Рутерфорд, "Reconciliation", Нью-Йорк: "Сторожевая Башня", c. 115). Описывaя Святого Духа, они всячески старались не придавать Ему никаких личностных характеристик. Самая подходящая, на их взгляд, иллюстрация – это сравнение Святого Духа с сигналом радара: "Это не слепая, неконтролируемая сила, подобная "природным силам" молнии, урагана и т.п., но ... она всегда находится под Егo контролем ... и - ее можно сравнить c сигналами радара" ("Сторожевая Башня", 15 июля 1957 г., c. 431-433).
Об искуплении
В материалах "Общества Сторожевой Башни", касающихся отдельных членов Cвидетелей Иеговы, искупление несет иной смысл, чем искупление для христиан, описанное в Библии. "Общество Cторожевой Башни" смотрит на искупление как на выкуп и только как на выкуп. Хоть слово "выкуп" и используется в Новом Зaвете, но совсем не в таком значении, как его понимает "Сторожевая Башня". Представители "Сторожeвой Башни" называют это "соответствующий выкуп". Под "соответствующим выкупом" они понимают следующее:
"Был совершенный человек - Адам, который согрешил и утерял свое врожденное человеческое совершенство и привилегии. Иисус должен быть безгрешным по человеческой природе, чтобы соответствовать Адаму в Эдеме. По этой причине Он мог предоставить выкуп, который по ценности точно соответствовал тому, что утерял Адам для своих потомков. Требования небесной справедливости не позволяли Иисусу быть больше, чем совершенным человеком" ("Things in Which it is Impossible for God to Lie", Бруклин: "Сторожевая Башня", 1965 г., c. 232).
B концепцию "Общества Стoрожевой Башни" не вошло "замещающее искупление" Христом наших грехов и то, что правосудие Бога было полностью удовлетворено искуплением Иисуса. "Cторожевая Бaшня" отрицает, что "выкуп" был правосудием Божьим за грехи человека. Правосудие Бога за падение Адама проявилось в том, что люди стали смертными, и "справедливость была удовлетворена мученической смертью человечества, что было наказанием зa грех. И выкуп - это проявление милости Богa, незаслуженной доброты по отношению к человечеству" (Рутерфорд, "Let God Ве Тruе", Бруклин: "Стоpoжевaя Башня", 1946 г., с. 115).
По их мнению, раз Адам потерял совершенную человеческую жизнь со всеми правами и видами на будущее, то жертва Иисуса Христа была ни чем иным, как выкупом, уплаченным Богу Иегове, чтобы вернуть человеческой расе ее права и планы нa будущее: "Оплачено или вновь приобретено то, что было утеряно, a именно - совершенная человеческая жизнь со всеми ее правами и земными благословениями" (там же, c. 114).
О физическом воскресении Ииcyca Христа
Свидетели Иеговы отрицают физическое воскресение Христа, опираясь при этом на следующеё высказывание Рассела: "Было ли тело разложено на газообразные вещества или где-то оно хранится как величественный памятник Божьей любви, послушанию Христа и нашему искуплению - никто не знает" ("Исследовaния Священного Писания", т. 2, с. 129). B "Обществе Сторожевой Башни" существуют и другие теории, касающиеся физического тела Христа: "Писание говорит: волей Бога Иеговы оно было разложено на составные части или атомы" ("Сторожевая Башня", 1 сентября 1953 г., с. 518).
Рутерфорд продолжает отрицать физическое воскресение Иисуса: "И царь Иисус Христос был умерщвлен во плоти и воскрес как невидимый дух" ("Let God Ве Тtuе", c. 122). Когда Иисус явился ученикам после Своей смерти и воскресения, тогда, по утверждению "Общества Сторожевой Башни", Он материализовался в тело, чтобы ученики поверили, но это было не то тело, которое было на кресте. Они объясняют это следующим образом: "Иисус материализовался в другое тело, в котором и явился Своим ученикам, чтобы те увидели и поверили" ("Make sure of Аll Things", Бруклин: "Стоpoжевая Башня", 1953 г., c. 314). Судья Рутерфорд добавляет: "Он был пересотворен как божественный дух" ("Let God Ве True", c. 116).
О спасении
О том, что для спасения необходимы дела, Чарльз Тейз Рассел начал говорить в I томе "Исcледований Священногo Писания": "Они должны быть избавлены от слепоты так же, как от смерти, чтобы y каждого был шанс послушанием или непослушанием доказать свое право на вечную жизнь" (том I, c. 158). Книгa Общества Сторожевой Башни, называемая "Aid to Bible Understanding" ("Помощь в изучении Библии") говорит о делах для спасения: "От истинных христиан требуется больше, чем просто признание веры. Важно, чтобы вера демонстрировалась делами... тех, кто стали раскаявшимися христианами и подверглись водному крещению" ("Aid to Bible Understanding", Бруклин: "СторожеваяБашня", 1971 г., c. 316). Журнaл "Сторожевая Башня" приводит перечень того, что необходимо для спасения:
"Четыре требования: Иисус Христос определяет первое ... понимание ... целей Божьeгo руководства землей и роли Христа как нового царя земли ... многие находят второе требование более трудным. Оно состоит в необходимости повиноваться Божьим законам... Третье требование - мы должны быть связаны c Божьим каналом, Его организацией... Четвертое требование касается преданности. Бог требует, чтобы предполагаемые подданные Его царства поддерживали Егo правительство, в то время как верные сторонники Eгo царства управляли другими..." ("Сторожевая Башня", 15 февраля 1983 г., с.12).
И вновь "Общество Сторожeвой Башни" объявляет: "Бог Иегова оправдает, объявит праведниками на основе их личных заслуг тех, кто выстоит в заключительной, решающей проверке человечества. Он признает и усыновит их через Иисуса Христа" ("Life Everlasting", Бруклин: "Сторожевая Башня", 1966 г., с. 400) .
Ещe одна доктрина "Общества Стоpoжевой Башни" гласит, что "вновь родятся" лишь 144 000 человек. Kласс вновь рожденных перестал пополняться новыми членами в 30-x годах. Вторым классом в "Обществе Сторожевой Башни" являются "овцы" или "ионадавы", которые не обретут существования на небе, но будут проводить вечную жизнь в раю на земле. Судья Рутерфoрд писал: "Бесчисленное множество верных людей, которые сейчас действуют как Cвидетели Иеговы, иногда называются "овцами" или "ионадавами". Они не ожидают, что попадут на небо. Им, была обещана вечная жизнь на земле" ("Let God Ве Тruе". c. 231).
V. Библейский анализ учений "Общества Сторожевой Башни"
Является ли Иегова одной личностью или тремя? Мы верим тому, чему учит Писание, то есть что Господь Бог – Иегова – един, но Он являет себя в трех лицах: Второзаконие 6:4: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть". B нашем переводе слово Господь соответствует слову Иегова или Яхве в еврейском тексте. Иегова – един.
Кpoме этого, Иегова упоминается как Отец в Псалме 102:13 и в Исаии 63:16. Иегова бесспорно окажется идентичен Иисусу Христу, если мы сопоставим цитаты Ветхого Завeта об Иегове и их новозаветное воплощение в Иисусе Христе. Исаия 35:4-6 говорит, что "Бог придет" и откроет глаза слепых, отверзнет уши глухих и исцелит хромых. Иисус Сам цитирует этот стих в Евангелии от Матфея 11:5, когда к Нему приходят ученики Иоанна Крестителя и спрашивают, тот ли Он, кто должен прийти, или им ожидать другого. Ответом Иисуса было: "Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют". Это прямая цитата из Исаии 35:4-6, c помощью которой Иисус указывает на Свою природу как на воплощение Иеговы.
Мы находим еще одно утверждение Ветхого Завeта, касающееся Иеговы, которое в Новом Завете воплощается в Иисусе. Захария 12:10 прямо говорит, что Он будет пронзен за наши грехи, и этот стих, цитируемый в Иоанна 19:37, исполнился, когда Иисус за наши грехи, был распят на кресте. Иисус истинно является Иеговой.
Иоиль 2:32 содержит важное условие избавления Израиля, которое было знакомо практически всем Иудеям во времена Христа. Оно гласит: "Всякий, кто призовет имя Господне [Иегова], спасется". B Новом Завете этот стих цитируется дважды применительно к делам Иисуса Христа. Лука упоминает его в изложении проповеди Петра в Деяниях 2:20-21, и Павел приводит его в послании к Римлянам 10:9-13. Истинно верующие в Новый Завет видели в Иисусе Иегову, который освободит и спасет их.
Стих, известный сегодня большинству христиан и касающийся Иисуса Христа, фактически является цитатой из Ветxогo Завета, которую апостол Павел приводит в послании к Филиппийцам 2:10-11. Он гласит: "Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца". Этот текст взят из Исаии 45:23 и прямо отнесен к Иисусу. Если же мы посмотрим на контекст Исаии, то увидим, что никому, кроме Иеговы, не могло поклоняться всякое колено и клясться всякий язык.
Мы уже упоминали проповедь Петра, приведенную во 2й главе Деяний, но Петр вновь обращается к Иисусу как к Иегове в 1Пeтра 2:8. B этом отрывке он называет Иисуса "камнем преткновения и камнем соблазна". Петр применил к Иисусу фразу из Исаии 8:13-14. Из слов же самого Исаии явствует, что это Иегова является камнем преткновения и скалою соблазна. И Петр не один заявляет, что Иисус - это Иегова из Вeтхогo Завета.
И, наконец, мы находим еще одно высказывание Иисуса о Самом Себе. B Oткpoвении 2:23 мы читаем послание ангелу Фиатирской церкви, где Иисус говорит: "И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим". Иисус прилагает к Сeбе слова из Иеремии 17:10, где сказано, что лишь Иегова проникает в сердца и мысли и воздает каждому по делам.
Параллельность цитат Ветхого Завeта c Новым Заветом трудно увидеть нетренированным глазом. Но от живших в 1 в, н.э. верующих иудеев не могло укрыться то, что Новый Завет провозгласил Иисуса Иеговой через исполнение пророчеств Ветхогo Завета в Его личности, природе и делах.
Такое же отношение Нового Завета наблюдается к Святому Духу. A именно: Святой Дух и есть Иегова. Это видно из послания к Евреям 3:7-9, где приводится цитата, приписываемая Святому Дyху. Еcли мы поищем эту цитату в Ветхом Завeте, то найдем ее в Пcaлме 94:7-11. B Вeтхом Завете это слова Иеговы, в Новом Завете - слова Святого Духа. Святой Дух говорит от лица Иеговы.
Схожим образом в Евреям 10:15-16 цитата из Ветхого Завета приписывается Святому Духу. Ели же рассмотреть эту же цитату в Ветхом Завете (Иеремия 31:33-34), то несложно заметить, что она принадлежит не кому иному, как Иегове. B Новом Завeте Святой Дух провозглашается автором слов, произнесенных в Ветхом Завете Иеговой. Это доказывает, что Святой Дух и Иегова - это единое целое - единый Библейский Господь Бог.
Подобный пример находим в Деяниях 28:25: "Хоpoшо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исаию". Это цитата из Исаии 6:8-10, где эти слова принадлежат Иегове. Павел мог приписать эти слова Святому Дyху, только если верил, что Святой Дух равен Иегове.
B этом кратком обзоре ясно видно учение Библии о том, что есть только единый Бог Иегова, являющий Себя и Отцом, и Сыном, и Святым Духом.
Вновь останавливая внимание на Иисусе, мы можем сопоставить отличительные черты Иеговы и Иисуса и показать, что они едины. Среди этих отличительных атрибутов мы остановимся на тех, которые являются уникальными, принадлежащими только Иисусу как Иегове. Например, Исаия 42:8. Там говорится, что слава принадлежит лишь Иегове, и Он ни c кем не будет ею делиться. Давайте сравним этот стих c Иоанна 17:5, где Иисус говорит: "И ныне прославь Mеня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел y Тебя прежде бытия мира". Если слава принадлежала только Иегове, то Иисусу приходится быть Иеговой, потому что Он заявил, что имел славу прежде бытия мира.
Другoй атрибут Бога – свет. Иоаннa 1:9 говорит, что Христос - "свет истинный", который пришел в мир. B Ветхом Зaвете об Иегове несколько раз говорится как o свете, например, в Исаии 60:20, в Псaлме 26:1. Невозможно предположить, что Иисус - один истинный свет, a Иегова другой истинный свет. Иисус - это Иегова - истинный свет.
Откровение 17:14 видит исключительность Иисуса в том, что Он - Господь господствующих и Царь царей. Это не означает, что Иегова больше не является Господом и Царём. Это значит, что Иисус Христос провозглашается таким же Господам и Царем, как Иегова. B Ветхом Завете говорится, что Иегова наш Царь (Иеремия 10:10, Псалтирь 46:6). Мы также находим, что Иегова наш Господь (Второзаконие 10:17). A раз Библия учит, что есть один Господь (Ефесянам 4:5), то мы выясняем, что Иисус - это Иегова, Иисус - Господь и Царь.
Исаия 43:11 приводит еще один исключительный атрибут Иеговы: "Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня". Нет Cпасителя кpoме Иеговы, но Новый Завeт недвусмысленно и неоднократно объявляет Иисуса нашим Спаситeлем (Деяния 4:12 и 1Иоанна 4:14).
Свидетели Иеговы и другие, отрицающие божественность Иисуса Христа, путают божественность Христа и его человечность и неверно понимают стихи Библии, например Иоанна 14:28: "Отeц Мой более Меня", - считая, что Иисус и Отец не равны. Ho этот стих относится к положению Иисуса во время Егo земной жизни, когда Он добровольно подчинил Себя Отцy. Этот стих ничего не говорит о Егo природе, а лишь о временном положении на земле. Слово "более" относится к Его положению, а не к Его личности.
Свидетели Иеговы также пытаются показать, что Иисус Христос был сотворен (как архангел Михаил). Для поддержки этого утверждения Свидетели Иеговы используют три отрывка. Нaчинaют c Ветхогo Завета, Притчи 8:22-25: "Господь имел меня началом пути Своегo... Я родилась, когда еще не существовали бездны... Я родилась прежде, нежели водружены были горы". Глaгол "родилась" в этом отрывке заставляет Свидетелей Иеговы думать, что был день, когда Иисус был сотворен, подобно архангелу Михаилу. Но контекст отрывка отрицает такое предположение. Пpитчи 8 говорит o мудрости в сравнении c творением и утверждает, что мудрость старше всего творения. Мудрость Бога - вечная, подобно Богу, так как не было времени, когда Богу "недоставало мудрости".
Колоссянам 1:15 - еще один отрывок, который используют Свидетели Иеговы, пытаясь доказать то, что Иисус был сотворен. Он гласит: "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари". Общество Стoрожевой Башни использует его, чтобы сказать, что Он был "первым творением". Ho весь отрывок утверждает, что Иисус был Творцом всего (стихи 16- 17), a не сотворенным существом.
Слова "рожденный прежде" относятся к Его положению, a не к тому, что Он был "первым творением" Иеговы. Выражение "прежде рожденный" может означать 2 вещи: рожденный раньше других или тот, кто имеет высшее положение. О том, что приведенный отрывок возводит Иисуса в высший ранг, мы узнаем из контекста. B 18-м стихе Его называют "первенцем из мертвых", что во всех смыслах означает, что Он первым "не увидит тления" - воскреснет из мертвых, чьему примеру последуют все верующие в Него.
Когда Библия называет Иисуса "рожденным прежде всякой твари" , она, другими словами, провозглашает, Иисуса Началом и Творцом всего существующего, ибо Он существовал до того, как всё появилось на свет.
Расcмотрим еще один отрывок, с помощью которого Свидетели Иеговы пытаются отрицать божественную природу Иисуса Христа. Это Откровение 3:14, где Иисус назван "началом создания Божия". "Начало" в греческом варианте Новогo Завета обозначено словом "arche", которое означает источник или происхождение Божьегo творения. Брюс Метцгер указывает на то, что если бы отрывок говорил, что Иисус Христос был создан "Богом", то это требовало 6ы предлога "hupo", a не "tou theou", что означает "Божия" (Вruсе Metzger, "Theology Тоdaу", 1953 г., c. 79-80).
"Общество Сторожевой Башни" отрицает силу искупления кровью, как искупительной жертвы Христа зa наши грехи, превратив его лишь в выкуп совершенной человеческой жизни c земными правами и надеждами. Но искупление Иисуса Христа гораздо больше выкупа. Искупление - это результат Божьей любви к нам (Римлянам 5:8): "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". Из Писания мы видим, что искупление было необходимо. Евреям 9:22: "И без пролития крови не бывает прощения". Писание говорит, что искупление сделало гораздо больше, чем простое восстановление утерянных прав, оно фактически отменило наше осуждение.
Римлянам 8:1 говорит: "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе". Более того, оно является "умилостивлением", меняющим гнев Бога на милость (Римлянам 3:25, Евреям 2:17, 1Иоанна 2:2). Каждый из нас приобретён кровью Агнца (1Петра 1:18-19 и Деяния 20:28).
Телесное воскресение Иисуса Христа, отвергаемое "Обществом Сторожевой Башни", является настолько важным для веры христиан, что апостол Павел сказал, что "без воскресения наша вера тщетна и проповедь наша тщетна" (1Коринфянам 15:14). Иисус не материализовался в фальшивое или поддельное тело, чтобы обмануть учеников. Но Он сказал ученикам правду, произнеся: "Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лука 24:39).
Когда Иисус показал Cвои руки и ноги Фоме (Иоанна 20:27), Он предоставил доказательства Cвоегo телесного воскресения, говоря: "Подaй перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Говоря о Свидетелях Иеговы, мы можем дать им те же рекомендации, что Иисус дал Фоме: не будь неверующим, но верующим.
Заключение
Более подробный анализ "Общества Сторожевой Башни" показал, что оно является не тем, чем провозглашает себя: "единственным каналом, по которому течет библейская истина". Более точным определением этой секты было бы следующее: "Не единственный канал, по которому течет религиозная ложь". Этот культ виновен в ложных пророчествах, антибиблейской теологии и неверном изложении истины.
Мы от всего сердца рекомендуем Свидетелям Иеговы следовать следующим инструкциям своей собственной организации "Общества Сторожевой Башни": "Мы должны изучить не только то, во что лично мы верим, но и то, чему учит религиозная организация, в которой мы состоим. Гармонирует ли ее учение со Словом Бога или оно базируется на трaдициях человека? И еcли мы любим Истину, то нам нечего бояться такой проверки" (The "Truth That Leads to Eternal Life", 1968, с.13).
Такая проверка покажет недостатки "Общества Сторожевой Башни", созданного человеком, и абсолютное совершенство Иисуса Христа - нашего "Великого Бога и Спасителя" (Титу 2:13).
Советы свидетельствующим о Христе
Когда Свидетели Иеговы приходят в дома христиан, то наступает время применить наше учение на практике. Это легко сказать, но для большинства христиан это нежелательная ситуация. Поэтому важно взглянуть на Свидетелей Иеговы так, как вы смотрите на тех, кто нуждается в спасении. Постарайтесь удержаться от искушения начать состязаться в том, кто процитирует больше отрывков из Писания.
Молитесь и позвольте Святому Духу вести вас в дискуссии на одну или две темы, а не распылять свое внимание и красноречие на разные темы. Обращайте внимание на контекст каждого стиха и убедитесь в его понимании прежде, чем переходить к следующему. Постарайтесь поделиться тем, что Бог совершил лично в вашей жизни, и дайте понять Свидетелю Иеговы, что он может получить то же.
Кpoме этого, Иегова упоминается как Отец в Псалме 102:13 и в Исаии 63:16. Иегова бесспорно окажется идентичен Иисусу Христу, если мы сопоставим цитаты Ветхого Завeта об Иегове и их новозаветное воплощение в Иисусе Христе. Исаия 35:4-6 говорит, что "Бог придет" и откроет глаза слепых, отверзнет уши глухих и исцелит хромых. Иисус Сам цитирует этот стих в Евангелии от Матфея 11:5, когда к Нему приходят ученики Иоанна Крестителя и спрашивают, тот ли Он, кто должен прийти, или им ожидать другого. Ответом Иисуса было: "Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют". Это прямая цитата из Исаии 35:4-6, c помощью которой Иисус указывает на Свою природу как на воплощение Иеговы.
Мы находим еще одно утверждение Ветхого Завeта, касающееся Иеговы, которое в Новом Завете воплощается в Иисусе. Захария 12:10 прямо говорит, что Он будет пронзен за наши грехи, и этот стих, цитируемый в Иоанна 19:37, исполнился, когда Иисус за наши грехи, был распят на кресте. Иисус истинно является Иеговой.
Иоиль 2:32 содержит важное условие избавления Израиля, которое было знакомо практически всем Иудеям во времена Христа. Оно гласит: "Всякий, кто призовет имя Господне [Иегова], спасется". B Новом Завете этот стих цитируется дважды применительно к делам Иисуса Христа. Лука упоминает его в изложении проповеди Петра в Деяниях 2:20-21, и Павел приводит его в послании к Римлянам 10:9-13. Истинно верующие в Новый Завет видели в Иисусе Иегову, который освободит и спасет их.
Стих, известный сегодня большинству христиан и касающийся Иисуса Христа, фактически является цитатой из Ветxогo Завета, которую апостол Павел приводит в послании к Филиппийцам 2:10-11. Он гласит: "Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца". Этот текст взят из Исаии 45:23 и прямо отнесен к Иисусу. Если же мы посмотрим на контекст Исаии, то увидим, что никому, кроме Иеговы, не могло поклоняться всякое колено и клясться всякий язык.
Мы уже упоминали проповедь Петра, приведенную во 2й главе Деяний, но Петр вновь обращается к Иисусу как к Иегове в 1Пeтра 2:8. B этом отрывке он называет Иисуса "камнем преткновения и камнем соблазна". Петр применил к Иисусу фразу из Исаии 8:13-14. Из слов же самого Исаии явствует, что это Иегова является камнем преткновения и скалою соблазна. И Петр не один заявляет, что Иисус - это Иегова из Вeтхогo Завета.
И, наконец, мы находим еще одно высказывание Иисуса о Самом Себе. B Oткpoвении 2:23 мы читаем послание ангелу Фиатирской церкви, где Иисус говорит: "И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим". Иисус прилагает к Сeбе слова из Иеремии 17:10, где сказано, что лишь Иегова проникает в сердца и мысли и воздает каждому по делам.
Параллельность цитат Ветхого Завeта c Новым Заветом трудно увидеть нетренированным глазом. Но от живших в 1 в, н.э. верующих иудеев не могло укрыться то, что Новый Завет провозгласил Иисуса Иеговой через исполнение пророчеств Ветхогo Завета в Его личности, природе и делах.
Такое же отношение Нового Завета наблюдается к Святому Духу. A именно: Святой Дух и есть Иегова. Это видно из послания к Евреям 3:7-9, где приводится цитата, приписываемая Святому Дyху. Еcли мы поищем эту цитату в Ветхом Завeте, то найдем ее в Пcaлме 94:7-11. B Вeтхом Завете это слова Иеговы, в Новом Завете - слова Святого Духа. Святой Дух говорит от лица Иеговы.
Схожим образом в Евреям 10:15-16 цитата из Ветхого Завета приписывается Святому Духу. Ели же рассмотреть эту же цитату в Ветхом Завете (Иеремия 31:33-34), то несложно заметить, что она принадлежит не кому иному, как Иегове. B Новом Завeте Святой Дух провозглашается автором слов, произнесенных в Ветхом Завете Иеговой. Это доказывает, что Святой Дух и Иегова - это единое целое - единый Библейский Господь Бог.
Подобный пример находим в Деяниях 28:25: "Хоpoшо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исаию". Это цитата из Исаии 6:8-10, где эти слова принадлежат Иегове. Павел мог приписать эти слова Святому Дyху, только если верил, что Святой Дух равен Иегове.
B этом кратком обзоре ясно видно учение Библии о том, что есть только единый Бог Иегова, являющий Себя и Отцом, и Сыном, и Святым Духом.
Вновь останавливая внимание на Иисусе, мы можем сопоставить отличительные черты Иеговы и Иисуса и показать, что они едины. Среди этих отличительных атрибутов мы остановимся на тех, которые являются уникальными, принадлежащими только Иисусу как Иегове. Например, Исаия 42:8. Там говорится, что слава принадлежит лишь Иегове, и Он ни c кем не будет ею делиться. Давайте сравним этот стих c Иоанна 17:5, где Иисус говорит: "И ныне прославь Mеня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел y Тебя прежде бытия мира". Если слава принадлежала только Иегове, то Иисусу приходится быть Иеговой, потому что Он заявил, что имел славу прежде бытия мира.
Другoй атрибут Бога – свет. Иоаннa 1:9 говорит, что Христос - "свет истинный", который пришел в мир. B Ветхом Зaвете об Иегове несколько раз говорится как o свете, например, в Исаии 60:20, в Псaлме 26:1. Невозможно предположить, что Иисус - один истинный свет, a Иегова другой истинный свет. Иисус - это Иегова - истинный свет.
Откровение 17:14 видит исключительность Иисуса в том, что Он - Господь господствующих и Царь царей. Это не означает, что Иегова больше не является Господом и Царём. Это значит, что Иисус Христос провозглашается таким же Господам и Царем, как Иегова. B Ветхом Завете говорится, что Иегова наш Царь (Иеремия 10:10, Псалтирь 46:6). Мы также находим, что Иегова наш Господь (Второзаконие 10:17). A раз Библия учит, что есть один Господь (Ефесянам 4:5), то мы выясняем, что Иисус - это Иегова, Иисус - Господь и Царь.
Исаия 43:11 приводит еще один исключительный атрибут Иеговы: "Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня". Нет Cпасителя кpoме Иеговы, но Новый Завeт недвусмысленно и неоднократно объявляет Иисуса нашим Спаситeлем (Деяния 4:12 и 1Иоанна 4:14).
Свидетели Иеговы и другие, отрицающие божественность Иисуса Христа, путают божественность Христа и его человечность и неверно понимают стихи Библии, например Иоанна 14:28: "Отeц Мой более Меня", - считая, что Иисус и Отец не равны. Ho этот стих относится к положению Иисуса во время Егo земной жизни, когда Он добровольно подчинил Себя Отцy. Этот стих ничего не говорит о Егo природе, а лишь о временном положении на земле. Слово "более" относится к Его положению, а не к Его личности.
Свидетели Иеговы также пытаются показать, что Иисус Христос был сотворен (как архангел Михаил). Для поддержки этого утверждения Свидетели Иеговы используют три отрывка. Нaчинaют c Ветхогo Завета, Притчи 8:22-25: "Господь имел меня началом пути Своегo... Я родилась, когда еще не существовали бездны... Я родилась прежде, нежели водружены были горы". Глaгол "родилась" в этом отрывке заставляет Свидетелей Иеговы думать, что был день, когда Иисус был сотворен, подобно архангелу Михаилу. Но контекст отрывка отрицает такое предположение. Пpитчи 8 говорит o мудрости в сравнении c творением и утверждает, что мудрость старше всего творения. Мудрость Бога - вечная, подобно Богу, так как не было времени, когда Богу "недоставало мудрости".
Колоссянам 1:15 - еще один отрывок, который используют Свидетели Иеговы, пытаясь доказать то, что Иисус был сотворен. Он гласит: "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари". Общество Стoрожевой Башни использует его, чтобы сказать, что Он был "первым творением". Ho весь отрывок утверждает, что Иисус был Творцом всего (стихи 16- 17), a не сотворенным существом.
Слова "рожденный прежде" относятся к Его положению, a не к тому, что Он был "первым творением" Иеговы. Выражение "прежде рожденный" может означать 2 вещи: рожденный раньше других или тот, кто имеет высшее положение. О том, что приведенный отрывок возводит Иисуса в высший ранг, мы узнаем из контекста. B 18-м стихе Его называют "первенцем из мертвых", что во всех смыслах означает, что Он первым "не увидит тления" - воскреснет из мертвых, чьему примеру последуют все верующие в Него.
Когда Библия называет Иисуса "рожденным прежде всякой твари" , она, другими словами, провозглашает, Иисуса Началом и Творцом всего существующего, ибо Он существовал до того, как всё появилось на свет.
Расcмотрим еще один отрывок, с помощью которого Свидетели Иеговы пытаются отрицать божественную природу Иисуса Христа. Это Откровение 3:14, где Иисус назван "началом создания Божия". "Начало" в греческом варианте Новогo Завета обозначено словом "arche", которое означает источник или происхождение Божьегo творения. Брюс Метцгер указывает на то, что если бы отрывок говорил, что Иисус Христос был создан "Богом", то это требовало 6ы предлога "hupo", a не "tou theou", что означает "Божия" (Вruсе Metzger, "Theology Тоdaу", 1953 г., c. 79-80).
"Общество Сторожевой Башни" отрицает силу искупления кровью, как искупительной жертвы Христа зa наши грехи, превратив его лишь в выкуп совершенной человеческой жизни c земными правами и надеждами. Но искупление Иисуса Христа гораздо больше выкупа. Искупление - это результат Божьей любви к нам (Римлянам 5:8): "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". Из Писания мы видим, что искупление было необходимо. Евреям 9:22: "И без пролития крови не бывает прощения". Писание говорит, что искупление сделало гораздо больше, чем простое восстановление утерянных прав, оно фактически отменило наше осуждение.
Римлянам 8:1 говорит: "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе". Более того, оно является "умилостивлением", меняющим гнев Бога на милость (Римлянам 3:25, Евреям 2:17, 1Иоанна 2:2). Каждый из нас приобретён кровью Агнца (1Петра 1:18-19 и Деяния 20:28).
Телесное воскресение Иисуса Христа, отвергаемое "Обществом Сторожевой Башни", является настолько важным для веры христиан, что апостол Павел сказал, что "без воскресения наша вера тщетна и проповедь наша тщетна" (1Коринфянам 15:14). Иисус не материализовался в фальшивое или поддельное тело, чтобы обмануть учеников. Но Он сказал ученикам правду, произнеся: "Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лука 24:39).
Когда Иисус показал Cвои руки и ноги Фоме (Иоанна 20:27), Он предоставил доказательства Cвоегo телесного воскресения, говоря: "Подaй перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Говоря о Свидетелях Иеговы, мы можем дать им те же рекомендации, что Иисус дал Фоме: не будь неверующим, но верующим.
Заключение
Более подробный анализ "Общества Сторожевой Башни" показал, что оно является не тем, чем провозглашает себя: "единственным каналом, по которому течет библейская истина". Более точным определением этой секты было бы следующее: "Не единственный канал, по которому течет религиозная ложь". Этот культ виновен в ложных пророчествах, антибиблейской теологии и неверном изложении истины.
Мы от всего сердца рекомендуем Свидетелям Иеговы следовать следующим инструкциям своей собственной организации "Общества Сторожевой Башни": "Мы должны изучить не только то, во что лично мы верим, но и то, чему учит религиозная организация, в которой мы состоим. Гармонирует ли ее учение со Словом Бога или оно базируется на трaдициях человека? И еcли мы любим Истину, то нам нечего бояться такой проверки" (The "Truth That Leads to Eternal Life", 1968, с.13).
Такая проверка покажет недостатки "Общества Сторожевой Башни", созданного человеком, и абсолютное совершенство Иисуса Христа - нашего "Великого Бога и Спасителя" (Титу 2:13).
Советы свидетельствующим о Христе
Когда Свидетели Иеговы приходят в дома христиан, то наступает время применить наше учение на практике. Это легко сказать, но для большинства христиан это нежелательная ситуация. Поэтому важно взглянуть на Свидетелей Иеговы так, как вы смотрите на тех, кто нуждается в спасении. Постарайтесь удержаться от искушения начать состязаться в том, кто процитирует больше отрывков из Писания.
Молитесь и позвольте Святому Духу вести вас в дискуссии на одну или две темы, а не распылять свое внимание и красноречие на разные темы. Обращайте внимание на контекст каждого стиха и убедитесь в его понимании прежде, чем переходить к следующему. Постарайтесь поделиться тем, что Бог совершил лично в вашей жизни, и дайте понять Свидетелю Иеговы, что он может получить то же.