Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Формула счастья
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Формула счастья

 



   I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

    1. Что люди называют и считают счастьем?
  • Счастье – душевное состояние человека, достигшего того, о чём он мечтал;
  • Счастье – когда тебя понимают и уважают;
  • Счастье – взаимопонимание, мир и покой в доме (семье);
  • Счастье – состояние души, базирующееся на внутренней удовлетворённости.
    2. Счастье по определению толковых словарей
   А. Словарь по общественным наукам:
   Счастье – состояние человека, которое соответствует:
      - наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия;
      - полноте и осмысленности жизни;
      - осуществлению своего человеческого назначения.

   Б. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений:
   Счастье – благополучие, благоденствие, благодать, благословение, блаженство, победа, удача, успех, случай, радость.


   II. БИБЛЕЙСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

    1. Ветхий Завет
   Ветхозаветное слово «счастье» – «ashar» (ашар) или «ashere» (ашре). Очень часто это слово в Ветхом Завете переведено, как «благословенный» или «блаженный»: Бытие 30:13 «И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир».
   В данном отрывке слово «ашер» встречается три раза: «к благу», «блаженною» и «Асир». Имя «Асир» является транслитерацией еврейского имени «Ашер» – «счастливый».

    2. Новый Завет
   Новозаветное греческое слово «счастье» – «makarios» (макариос): Лука 1:47-48 «…и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды». В данном отрывке слово, переведённое как «ублажать», – греческое слово «makarizo», означающее «считать счастливой». Иными словами, данный отрывок должен быть переведён так: «ибо отныне будут считать меня счастливой все роды».
  Деяния 26:2 «Царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи».
   И хотя значение слова «makarios» – счастливый, тем не менее, чаще всего в Новом Завете оно переведено как «блаженный» или «благословенный».
   Греческое же слово «благословенный» – «eugogeo» является сложносоставным словом: «eu» (хороший, благой) и «logos» (слово): буквальное значение которого – «благое слово» или «благословение»: Матфея 26:26 «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Марка 11:9-10 «И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!». В данных отрывках используется слово «eugogeo» – благословенный.

   III. СЧАСТЬЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ

    1. В Ветхом Завете счастливым считается тот человек,
       которого Господь благословил полнотой жизни и земными благами:


   А. Благополучием, достатком, уважением в обществе и т.п.: Иов 11 глава.

   Б. Детьми (потомством): Псалтирь 126:3-5 «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах».

   В. Основным условием благословенной счастливой жизни, согласно Ветхозаветным Писаниям, является богобоязненное хождение пред Богом:
  Псалтирь 127:1-4 «Блажен (счастлив) всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен (счастливый) ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!»
  Псалтирь 111:1-3 «Аллилуия. Блажен (счастлив) муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек».

    2. В Ветхом Завете счастливым считается тот, кто проявляет заботу о ближнем
         (такой человек находится под покровительством и охраной Бога):

  Псалтирь 40:2-3 «Блажен (счастлив), кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен (счастлив) будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его».

    3. В Ветхом Завете счастливым считается тот, кто хранит суд и делает правду:
  Псалтирь 105:3 «Блаженны (счастливы) хранящие суд и творящие правду во всякое время!»
Исаия 56:1-2 «Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен(счастлив) муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла»;

    4. В Ветхом Завете счастливым считается тот, кто уповает на Бога:
  Притчи 16:20 «Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен (счастливый)». Псалтирь 32:12 «Блажен (счастлив) народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе». Псалтирь 39:5 «Блажен (счастлив) человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи». Псалтирь 2:12 «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны (счастливы) все, уповающие на Него». Псалтирь 33:9 «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен (счастлив) человек, который уповает на Него!» Псалтирь 84:5-6,13 «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен (счастлив) человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе… Господи сил! Блажен (счастлив) человек, уповающий на Тебя!»

    5. В Ветхом Завете счастливым считается тот, кому прощены грехи:
  Псалтирь 32:1-2 «Блажен (счастлив), кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен (счастлив) человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!»

    6. В Ветхом Завете счастливым считается тот, кто живёт по законам Бога:
   Благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным (то есть счастливым): Псалтирь 1:1-2 «Блажен (счастлив) муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» Псалтирь 118:1-3 «Блаженны (счастливы) непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны (счастливы) хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его» . Притчи 28:19 «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен (счастлив)».

    7. В Ветхом Завете счастливым считается тот, кто принимает Божьи вразумления,  наставления и наказания.
  Псалтирь 93:12-13 «Блажен (счастливый) человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!»; Иов 5:17-18 «Блажен (счастлив) человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют».
   Блажен (счастлив) тот, кого Бог наказывает, потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения.

   Итак: Формула счастья в Ветхом Завете заключается в благосостоянии и благополучии, дарованном Богом тому, кто живёт по Божьим законам и во всём надеется и полагается на Господа.


   IV. СЧАСТЬЕ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

   В Новом Завете счастье (блаженство) неразрывно связано с Царством Божьим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его заповедей.

   1. Счастливыми в Новом Завете названы люди, о которых Иисус проповедовал в Нагорной проповеди. Это нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду: Матфея 5:3-11 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».

   2. Счастливым человеком в Новом Завете назван тот, кому прощены грехи:
  Римлянам 4:6-8 «Так и Давид называет блаженным (счастливым) человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны (счастливы), чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен (счастлив) человек, которому Господь не вменит греха».

   3. Счастливым человеком в Новом Завете назван тот, кто слушает Божье Слово и соблюдает его: Лука 11:28 «А Он сказал: блаженны (счастливы) слышащие слово Божие и соблюдающие его». Иоанна 13:17 «Если это знаете, блаженны (счастливые) вы, когда исполняете». Откровение 1:3 «Блажен (счастлив) читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Иакова 1:25 «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен (счастлив) будет в своем действии». Откровение 22:7 «Се, гряду скоро: блажен (счастлив) соблюдающий слова пророчества книги сей». Откровение 22:14 «Блаженны (счастливы) те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».

   4. Счастливым человеком в Новом Завете назван тот, кто верит в Господа, хотя никогда не видел Его своими глазами: Иоанна 20:29 «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны (счастливы) невидевшие и уверовавшие». Матфея 11:6 «блажен (счастлив), кто не соблазнится о Мне».

   5. Счастливым человеком в Новом Завете назван тот, чьи очи видят и чьи уши слышат духовные истины: Матфея 13:16 «Ваши же блаженны (счастливы) очи, что видят, и уши ваши, что слышат».

   6. Счастливым человеком в Новом Завете назван тот, кто умирает в Господе:
  Откровение 14:13 «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны (счастливы) мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними».
 Откровение 20:6а «Блажен (счастлив) и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти».

   7. Счастливым человеком в Новом Завете назван щедрый человек, который помогает нуждающимся: Деяния 20:35 «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: Блаженнее давать, нежели принимать».

   8. Счастливым человеком в Новом Завете назван тот, кто не поддаётся искушениям, но переносит их с честью, сохраняя себя непорочным в этом грешном мире: Иакова 1:12 «Блажен (счастливый) человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». Откровение 16:15 «Се, иду как тать: блажен (счастлив) бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его».

   9. Счастливым человеком в Новом Завете назван тот, кто страдает за Христа и за Божью истину: 1 Петра 3:14 «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны (счастливые); а страха их не бойтесь и не смущайтесь». 1 Петра 4:14 «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны (счастливые), ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется».

   Итак, как мы видим, в Новом Завете, счастье заключается не столько в благополучии и благосостоянии, сколько во взаимоотношениях с Господом Иисусом Христом. Согласно Священному Писанию, наша обязанность искать близости с Господом, а Он позаботится о том, что нам необходимо для жизни: Матфея 6:31-33 «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».


   V. КАКОВА ЖЕ БИБЛЕЙСКАЯ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ?

   Мы с вами убедились, что понятие Ветхого Завета о счастье не противоречит учению Нового Завета о счастье.

    1. Библейская интерпретация счастья по определению словаря
   Согласно определению словаря, «счастье – состояние человека, которое соответствует: (а) наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия; (б) полноте и осмысленности жизни; (в) осуществлению своего человеческого назначения».

   Давайте рассмотрим это определение в свете Библейской истины:

   (А) Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей
         внутренней удовлетворенности условиями своего бытия.

   Человек, поражённый грехом, - это существо, стремящееся, но не могущее достичь полного удовлетворения своих запросов (материальных, физических, душевных и т.п.). Когда Рокфеллер стал миллионером, его спросили, чего ему хочется больше всего после того, как ему удалось заработать свой первый миллион. Он ответил: «Мне хочется заработать второй миллион». Такова греховная природа человека: если у него есть две пары обуви, ему хочется иметь три; если он зарабатывает 1000 долларов в месяц, ему хочется зарабатывать 2000. Если у него есть машина, он хочет иметь дом и так далее… И чем возрастает благосостояние и благополучие человека, тем больше возрастают его запросы. Поэтому, поистине, большим счастьем является удовлетворённость условиями своего бытия. И такой удовлетворённости может достичь только тот, смысл жизни которого заключается не в увеличении своего материального благосостояния, а в заботе о душе. Только человек, у которого в душе мир, способен быть удовлетворённым в любых жизненных обстоятельствах.
   Примером человека, удовлетворённого условиями своего бытия, является апостол Павел, который о себе писал следующее в послании Филиппийцам 4:11-13 «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Такой человек действительно счастлив.

   (Б) Счастье – состояние человека, которое соответствует полноте и осмысленности жизни;
   Человек, находящийся в плену у греха (будучи рабом греха), не в состоянии ощущать полноту и осмысленность своей жизни, подобно тому, как заключённый в тюрьме не может наслаждаться жизнью во всей её полноте. Только свободный человек способен жить полнокровной жизнью, наполненной смысла и приносящей удовлетворение. Свободу от греха человеку может дать только Иисус Христос: Иоанна 8:34-36 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».
   Иисус сказал о Себе в Иоанна 10:10 «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Господь пришёл в этот мир, чтобы дать нам жизнь с избытком – свободу от греха, спасение и жизнь вечную. Дар вечной жизни – жизни с избытком можно получить даром через веру в Иисуса Христа – истинного Бога и Спасителя человечества. Об этом свидетельствует Библия – Слово Божье: Иоанна 20:31 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».


   (В) Счастье – состояние человека, которое соответствует осуществлению своего человеческого  назначения.
   Назначение человека на земле – поиск Бога и жизнь в гармонии и тесном общении со своим Творцом: Деяния 17:26-28 «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…»
   Если человек нашёл Бога и примирился с ним через жертву Иисуса Христа на кресте, и теперь живёт в гармонии со своим Творцом, познавая Его и соблюдая Его заповеди, то он выполняет своё человеческое предназначение, а стало быть, по-настоящему счастлив.


    2. Счастье как совершенная радость
   Радость – это одно из чувств, которое способен ощутить человек. Радость может быть вызвана разными событиями и переживаниями человека, и как любое другое чувство, радость когда-то заканчивается или проходит. В Библии помимо обычной, знакомой каждому из нас радости, говориться о совершенной радости: 1 Иоанна 1:4 «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна».
   Совершенная радость – это радость непреходящая, вечная, полная, не имеющая недостатка или изъяна ни в чём. Синонимом совершенной радости может быть слово «счастье». Иными словами, данный стих можно прочесть так: «И сие пишем вам, чтобы вы были (абсолютно) счастливы».

   В Новом Завете существует несколько аналогичных стихов, повествующих о совершенной радости. Все они принадлежат перу апостола Иоанна. Давайте рассмотрим, при каком условии читающие написанное в Слове Божьем могут быть счастливы.
   А. Иоанна 15:11 «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». Вопрос: Что такого сказал Иисус, что может сделать нас счастливыми? Ответ содержится в первых 10 стихах послания Иоанна, в которых Господь Иисус говорит о том, каким образом верующий может быть истинным учеником Христа, приносящим много плода: (1) имея тесные взаимоотношения с Иисусом Христом (пребывая в Нём и давая Ему место в своей жизни); (2) соблюдая Божьи заповеди. Только таким образом человек может пребыть в любви Божьей. А пребывание в Его любви есть счастье.

   Б. Иоанна 16:24 «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна». В чём заключается счастье, о котором говорит Иисус в этом стихе? Ответ содержится в стихах 25-27 «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога».
   Верующие в Иисуса Христа как Бога имеют право и власть молиться и просить у Бога всё необходимое во имя Иисуса Христа. Счастье заключается в близких (тесных) взаимоотношениях с Богом, так что Он слышит нас и отвечает на наши молитвы.

   В. 1 Иоанна 1:4 «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна».
   Вопрос: Что такого написали апостолы, что может сделать нас счастливыми?
   Ответ: Ближайший контекст говорит о Евангелии. Иными словами, апостол делится с читателем Благой Вестью, которая является открытой дверью к настоящему непреходящему счастью.




   Всё в мире преходящее: и радости, и горести, и благосостояние, и достаток, и успех, и победы… Но счастье, которое предлагает каждому из нас Создатель, есть непреходящее, неизменное, вечное счастье. Это – вечная жизнь с Богом, которая начинается с того момента, как человек приходит к Господу с покаянием и просьбой о прощении грехов: Иоанна 17:3 «Сия же есть жизнь вечная: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
 
Нравится