Ад
Ад.
Ад есть а) место мучения: умер богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде, и прохладил язык мой. ибо я мучусь в пламени сем (Лук. 16, 22-24);
б) вечное наказание: многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12, 2). И пойдут сии в муку вечную (Матф. 25, 46). Праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, в явление Господа Иисуса с неба, в пламенеющем огонь совершающего отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Сол. 1, 6—9). Дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью (Апок. 14, 11).
Ад изображается как а) вечный огонь: если рука твоя, или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки, или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (Матф. 18, 8)1). Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие, подверглись казни огня вечного, поставлены в примеры так точно будет и с мечтателями, которые оскверняют плот, отвергают начальства и злословят высокие власти (Иуд. ст. 7—8);
1) Спаситель произнес означенные слова не о членах тела: Он не их осуждает, а развращенную волю, повелевая удалятся страстей, влекущих ко гpеxу, и поводов и предметов, возбуждающих страстей, хотя бы то были предметы самые дорогие для нас, самые любезные, самые необходимые, как дороги и необходимы руки или ноги. От всего мы должны отказаться, что препятствует нашему спасению, которое должно предпочитать всему земному. «Войти в жизнь» значит — наследовать вечное блаженство в царстве Христовом, в котором и состоит жизнь души, тогда как вечные муки в геенне составляют смерть души.
б) огненное озеро: кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Апок. 20, 15). Боязливых и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою (—21, 8);
в)неугасающий огонь: увидите трупы людей, отступивших от Меня: червь их не умрет и огонь их не угаснет (Ис. 66, 24). Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Матф.3, 12; Лук. 3, 17);
г) геенна огненная: кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной (Матф. 5, 22). Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (—10, 28). Змеи, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? (—23, 33);
д)бездна: увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его (Апок. 20,1-3);
е)приготовлен для диавола и ангелов его: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф.25, 41). Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания (2 Петр.2, 4). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд. ст. 6).
Нечестивые будут низвержены в ад: да обратятся нечестивые в ад (Пс. 9, 18). Как овец, заключат их в преисподнюю (—48, 15). Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Матф. 11, 23).
Диавол со зверем и лжепророками ввержен в ад: диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк,и будут мучиться день и ночь во веки веков (Апок. 20, 10).
Врата адовы не одолеют созданной Господом Церкви: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф. 16, 18).